Найти тему
Пишем бестселлер

Восемь признаков перфекциониста, от которых писателю лучше избавиться

Оглавление

"Писать ежедневно по три часа. С утра пораньше, перед работой. Каждый день. Само собой, сюжет должен быть уникален и непредсказуем. Каждое слово на своем месте. Каждое предложение идеально, с легкостью рождается и ложится на бумагу. И так должно быть сегодня, завтра, послезавтра. Всегда!"

Если так не получается с первого раза, вы чувствуете себя неудачником. Если провалы идут один за другим, вы называете себя "нецелеустремленный", "бездарь", "лентяй" и упрекаете: "Что со мной твориться? Как можно быть таким неорганизованным?"

Все это голос перфекционизма, самого мощного препятствия на пути к писателя к книге. Его называют "внутренним критиком", "внутренним деспотом" или даже "гласом тирана".

Итак, перфекционизм – это стремление к нереалистичным стандартам и самоедство за неспособность их достичь.

Писатели-перфекционисты совершают типичную ошибку – ставят себе заведомо недостижимые цели и безжалостно критикуют себя, если у них ничего не получается.

Как определить, что вы — перфекционист?

1. Обидные сравнения. Перфекционисты их обожают. Они сравнивают себя с другими писателями, богатыми и бедными, известными и новичками.

Сравнение идет по разным параметрам. Сколько написано? Какая тема? Сколько зарабатывает? Сколько читателей?

Любое сравнение всегда оказывается в пользу "оппонента".

Перфекционист не вникает в суть, ему нужна очередная дубинка, чтобы ударить себя по голове и заставить продуктивнее работать.

Критерий для сравнения всегда ошибочен. Тот, у кого есть основная работа, сравнивает себя с другом, сидящим дома, и делает вывод, что их продуктивность должна быть одинакова.

Писатель-перфекционист с маленькой аудиторией тихо завидует коллеге, у которого больше читателей, не обращая внимания на то, что тот пишет в более популярном жанре.

Есть еще один убойный вариант сравнения – с тем, кто обладает огромной работоспособностью. «Я должен каждое утро перед работой писать по три часа, потому что мой оппонент делает так же и ему это удается».

2. Максималистское мышление. Оно признает лишь крайности: черное или белое. Поэтому любое дело и себя самого перфекционист видит либо как полный успех, либо как абсолютный провал. Слава или смерть. Третьего не дано.

Это значит, что даже удачные события для перфекциониста – это провал. Ведь они не приносят сиюминутный и стопроцентный успех.

3. Негативное мировоззрение. Негативный взгляд на мир не дает возможности просить помощи у других. Перфекционист считает свое положение безнадежным и уверен, что никто ему не поможет.

Негатив действительно отталкивает людей. Особенно успешных, твердо стоящих на ногах и поэтому полезных в качестве наставников.

Писатель, дописывающий последние страницы книги, должен радоваться, что работа завершена, а не плакать над ее недостатками. Можно отметить все недочеты и составить план улучшений, но не переоценивать проблему и не ругать себя за оплошности.

Тот, кто публикует книгу, должен радоваться этому событию, а не жаловаться, что она выходит не в том издательстве, о котором мечталось.

4. Упрямство. Часто перфекционисты с удивительным упорством применяют один и тот же неэффективный метод. Иногда это длится годами.

Перфекционисты признают только одно решение проблемы – принуждать себя. Лучшее, что они могут предложить, – это приказ: "Делай, что тебе говорят!"

Если вам не пишется – например, вокруг слишком тихо или слишком шумно и вы не можете сосредоточиться, – попробуйте поработать в другом месте.

Однако перфекционист действует по-своему. Стиснув зубы, он убеждает себя: "Я должен уметь писать где угодно и не сдвинусь с места, пока не добьюсь своего". Таким образом его время и энергия тратятся впустую.

Перемена места или способа работы способна сильно увеличить продуктивность. Это связано не столько с самим фактом изменения, сколько с раскрепощенностью, которая привела к нему. Раскрепощение ведет к продуктивности.

5. Ярлыки. Перфекционисты привыкли занижать свою самооценку, проявлять максимализм и упрямство, а еще они любят ярлыки.

Как правило, эти ярлыки усиливают страхи, а потому непродуктивны. Например, перфекционист обязательно определяет свой проект как "трудный", "жизненно важный", "великий".

Завершение проекта становится делом жизни: "От этой книги зависело все мое будущее. Я должен был написать ее и обрести успех. Иначе все было бы кончено".

Эта точка зрения противоположна той, которой придерживаются продуктивные писатели, привыкшие воспринимать любой текущий проект как промежуточную станцию и в карьере, и в жизни.

6. Фетиш. Многие перфекционисты одержимы мыслью, что им не дается какой-то аспект писательской деятельности – достоверность, оригинальность или глубина. Говоря о своей работе, они возвращаются к этому снова и снова.

"Мне не удаются диалоги (сюжет, персонажи)" или "Мне стоило бы писать интеллектуальные, а не деловые книги". Любая эмоциональная самокритика – скорее всего, фетиш, а фетиш всегда лишен смысла и несет разрушения.

Талант и вдохновение – величайшие из фетишей. Существует масса высказываний о том, что важен не талант сам по себе, а его сочетание с упорным трудом, подготовленностью, настойчивостью.

Вот несколько примеров:

Стивен Кинг: «Талант сам по себе – дешевле поваренной соли. Успешного человека от талантливого отличает только одно – уйма упорного труда».

Эрика Йонг: «У каждого есть талант. Но редко встречаются смельчаки, готовые проследовать за ним в темные закоулки».

7. Неосознанность действий. Перфекционисты склонны писать бессознательно – они действуют автоматически. Продуктивные же писатели работают осознанно.

Это значит, они осмысленно подходят к писательскому процессу, применяют специальные методики, учатся, используют новую информацию, чтобы принимать обдуманные решения и двигаться к успеху.

8. Патологический пессимизм. Каждое из этих утверждений: «Мой первый черновик далек от совершенства»; «Мне очень нужно, чтобы люди поддерживали мою писательскую деятельность»; «Я писал это целую вечность» называют рядовую ситуацию в работе писателя.

Первые черновики должны быть далеки от совершенства. Большинству авторов нужна поддержка, потому что писательство – трудное занятие. На написание некоторых вещей приходится тратить вечность. С продуктивными писателями такое происходит постоянно, но они почти не замечают этого и уж точно ни за что не корят себя.

Перфекционисты же рассматривают эти и похожие рядовые ситуации как свидетельства того, что писательство – не для них.

Итак, перфекционизм – это не особенность поведения или привычка, а вредный фильтр, через который мы воспринимаем все аспекты нашего мышления и поведения, в том числе и писательство.

Существует набор мощных вариантов поведения, которые можно противопоставить перфекционизму.

1. Чтобы победить перфекционизм, нужно сменить свой образ мышления на дружелюбную объективность. Здесь нет ничего сложного. Вместо слов: "Какой же я недотепа!" – человек подумает: "Да, разбил тарелку. Ну ничего страшного – в следующий раз буду внимательнее".

Потренируйтесь проявлять проявлять дружелюбную объективность в повседневной жизни, а затем используйте ее в писательстве.

2. Выработать привычку отвергать наказание и самобичевание и щедро вознаграждать себя за успехи.

Добившись даже маленького успеха, похвалите себя за это. Любой успех может быть неполным. Даже не выдержав серьезных препятствий и потерпев провал, похвалите себя за попытку.

Вы планировали написать десять страниц, но написали только одну. Все равно похвалите себя и учитесь ставить разумные цели.

Достоин похвалы и тот, кто пять минут поработать над рукописью, к которой не мог подступиться годы, и тот, кто хотя бы открыл документ.

Умение распознавать успех и радоваться ему – эффективный способ преодоления перфекционизма.

Каждый раз, когда вы заменяете перфекционизм дружелюбной объективностью, добиваетесь любого успеха в писательстве или другой сфере, признавайте этот факт и награждайте себя.

Всегда. Без исключений. Щедро.

Привычка признавать и поощрять успехи – один из самых мощных способов преодолеть перфекционизм. Это полная противоположность обычному поведению перфекционистов, которые непрестанно умаляют свои заслуги и наказывают себя.

3. Научиться более зрелому восприятию и неудач, и успехов.

Неудачи неизбежны, они – часть нашего пути. Если вы хотя бы иногда не ошибаетесь, то скорее всего ничего не делаете или делаете недостаточно.

Герман Мелвилл назвал готовность к провалу «истинной проверкой на величие». Сэмюэл Беккет сказал: «Ищите поражений. Идите к ним. Но пусть следующее поражение будет меньше».

А Уинстон Черчилль, который был не только государственным деятелем, но и продуктивным писателем и художником, определил успех как результат «способности двигаться от одной неудачи к другой без потери энтузиазма».

Итак, действуйте! Заменяйте свой перфекционизм на дружелюбную объективность и уверенно двигайтесь вперед в написании вашей книги!

Статьи по теме:

Три типа продуктивного поведения для писателя

Тупик в работе над книгой: шесть вариантов выхода

Что лучше всего мотивирует писателя работать?

Экспромтом или по плану? Выбираем подход к написанию первой книги

P.S. Нужна помощь в написании и издании книги? Приходите на бесплатную онлайн-консультацию.