Найти в Дзене
вселенский историк

Историческая основа сказки о царе Салтане

Сказка о царе Салтане. Иллюстрация. Фото из открытого источника
Сказка о царе Салтане. Иллюстрация. Фото из открытого источника

Мимо острова Буяна, в царство славного Салтана...

Кто же этот Салтан? Только слепой не видит что это султан.

Сказка прямо описывает плавание на карабле, а не караван верблюдов или пешую прогулку.

Откуда начинается путешествие ? От князя Гвидона. Использование титула князь отсылает нас к европейской аристократии, а не к азиатской.

То есть путь идет из Европы в Азию. Султаны то в Азии жили. Только один в Европу залез, да и то только меньшей частью своих владений.

Мимо какого острова лежит путь по воде к султанам ? Если плыть из Европы к султану, то только по по Средиземному морю. И ближайшим к султанам островом, мимо которого так и так придется плыть (на том или ином расстоянии, которое впрочем не важно для данной статьи) будет именно Кипр!

Сам Кипр считается частью Европы, поэтому и путешествие с Кипра к султану будет путешествием из Европы к Султану.

А какого князя Кипра с именем Гвидон мы знаем ?

Это Гвидо (Ги) де Лузиньян !

Гвидо
Гвидо

Ги (Гвидо) был сыном Гуго VIII де Лузиньяна из французского графства Пуату, в то время бывшего частью герцогства Аквитания. В 1168 году Ги и его братья напали из засады на Патрика Солсбери, 1-го графа Солсбери, который возвращался из паломничества, и убили его. За это они были изгнаны из Пуату их сюзереном, Ричардом I, в то время — герцогом Аквитании.

Ги отправился в Иерусалим, куда прибыл между 1173 и 1180 годами изначально как паломник или крестоносец. Бернард Гамильтон предполагает, что он, возможно, прибыл с французскими крестоносцами в 1179 году. В 1174 году его старший брат Амори женился на дочери Балдуина де Ибелина и вошел в круг придворных. Амори также получил покровительство короля Балдуина IV и его матери Агнес де Куртене. Он был назначен коннетаблем (верховным главнокомандующим) Агнес в Яффе, а затем — коннетаблем Иерусалимского королевства. Вполне вероятно, что возвышение Амори было направлено на ослабление позиций семьи Ибелин, которая была связана с Раймундом III, графом Триполи, двоюродным братом Амори I и бывшим регентом. Успех Амори, вероятно, способствовал и продвижению Ги. Раймунд III и его союзник Боэмунд III Антиохийский готовились вторгнуться в королевство, чтобы заставить короля выдать свою старшую сестру Сибиллу за Балдуина де Ибелина. Тогда Ги и Сибилла поспешно поженились на Пасху, в апреле 1180 года, чтобы предотвратить этот переворот. После свадьбы Ги также стал графом Яффы и Аскалона и бальи Иерусалима. Сибилла родила Ги двоих дочерей — Алису и Марию.

Родство Лузиньянов с французским и английским королём позволяло Иерусалиму рассчитывать на помощь извне.

В начале 1182 года здоровье короля Балдуина IV заметно ухудшилось, и Ги был объявлен регентом. Видя амбициозность и властолюбие Ги, весь конец 1183 и 1184 год Балдуин IV пытался объявить брак его сестры с ним недействительным. По решению Высокого совета была установлена последовательность наследования, по которому власть после смерти короля перешла бы в руки его старшей дочери Изабеллы. В 11831186 годах Ги держался в тени, пока его жена Сибилла не унаследовала трон.

Когда Балдуин IV в 1185 году скончался от проказы, королём стал Балдуин V, однако он был юн и слаб здоровьем и умер через год после коронации. Ги вместе с Сибиллой прибыл в Иерусалим на похороны пасынка в сопровождении вооруженного эскорта, который по его приказу оперативно взял город под контроль. Раймунд III пытался защитить свои позиции и принял меры для созыва Высокого совета, однако это не помогло и патриарх Ираклий короновал Сибиллу королевой Иерусалима. Народную поддержку Сибилле во многом обеспечил Рено де Шатийон, заявивший, что она была «li plus apareissanz et plus dreis heis dou rouame» («наиболее очевидным и законным наследником королевства»).

Чтобы получить поддержку оппозиционных членов Высокого совета, Сибилла согласилась расторгнуть брак с Ги, совет в свою очередь позволил ей самостоятельно провозгласить на коронации имя своего консорта. Однако неожиданно для всех на церемонии коронации Сибилла назвала имя Ги в качестве своего мужа. На второй коронации в сентябре 1186 года в храме Гроба Господня королева сняла корону со своей головы и протянула её Ги.

Главной опасностью для королевства в этот период стал египетский султан Салах ад-Дин, настроенный вернуть мусульманам контроль над Иерусалимом. Вот и царь Салтан из сказки! В 1187 году Ги под давлением баронов попытался снять египетскую осаду Тверии.

Сказка рассказывает и о войне:

В те поры война была. Царь Салтан, с женой простяся, На добра коня садяся, Ей наказывал себя Поберечь, его любя.

Армия Ги выдвинулась от колодцев Сефории и отправилась в пустыню, чтобы дать генеральное сражение. В итоге армия крестоносцев была окружена и отрезана от источников воды, а 4 июля полностью разбита в битве при Хаттине. Ги, Рено де Шатийон и несколько знатных крестоносцев были взяты в плен.

Истощённые пленники были доставлены в палатку Салах ад-Дина, где Ги был подан кубок с водой в знак милосердия султана. Когда Ги предложил кубок своим собратьям по несчастью, Салах ад-Дин упрекнул его, указав, что милость султана не распространяется на других пленников[4]. Салах ад-Дин обвинил Рено де Шатийона в нарушении условий перемирия (по его приказу крестоносцы начали грабить мусульманские караваны), но Рено ответил, что «короли всегда действовали таким образом». Салах ад-Дин лично обезглавил Рено де Шатийона. Когда Ги был доставлен к султану вновь, он упал на колени при виде трупа Рено. Султан велел ему встать, сказав: «король не убивает короля». Ги был отправлен в Дамаск, в то время как Сибилла вместе с Балианом де Ибелином остались защищать Иерусалим. Город был сдан египтянам 2 октября 1187 года. Сибилла писала Салах ад-Дину и просила об освобождении мужа. Ги был отпущен на свободу и воссоединился с женой в 1188 году. Ги и Сибилла нашли убежище в Тире, единственном городе, остававшимся в руках христиан благодаря усилиям Конрада Монферратского (младшего брата первого мужа Сибиллы).

Конрад отказал Сибилле и Ги в убежище, и они были вынуждены располагался лагерем за пределами городских стен в течение многих месяцев. Вскоре Ги взял на себя инициативу и начал осаду Акры в ожидании подхода войск Третьего крестового похода. Королева последовала за ним, но умерла во время эпидемии летом 1190 года вместе со своими маленькими дочками. Со смертью Сибиллы Ги потерял авторитет, и корона перешла к Изабелле. Ибелины поспешно организовали развод Изабеллы с Онфруа IV де Тороном и выдали её за Конрада, который теперь получил права на корону. Однако Ги продолжал требовать признания себя в качестве короля.

В 1191 году Ги покинул Акру с небольшим флотом и высадился в Лимасоле на Кипре, чтобы искать поддержки у Ричарда I Английского, чьим вассалом он был в Пуату. А вот и вынужденное путешествие по морю !

Изгнание Ги из Иерусалима так описано в сказке:

И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
"Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод".
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

Ги компенсировал потерю иерусалимской короны, купив в 1192 году у тамплиеров Кипр при условии возврата 40 тысяч сарацинских безантов, выплаченных как депозит королю Англии (тамплиеры получили Кипр от Ричарда, который вырвал его из рук Исаака Комнина по пути в Палестину). Ги обязуется выплатить Ричарду I в двухмесячный срок. Большую часть из этих 60 тысяч Ги получил от Генриха II Шампанского в обмен на привилегию пожизненного управления Иерусалимским королевством, а оставшуюся сумму без труда собрал менее чем за месяц у триполийских купцов, получивших взамен особые торговые привилегии на острове Кипр. При этом формально Ги был лишь сеньором Кипра, а не королём — он предпочитал (не совсем обоснованно) пользоваться титулом короля Иерусалима.

По приезду на Кипр Ги увидел множество монастырей:

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

На Кипре много монастырей. Сам видел. Только список монастырей Кипра занимает несколько страниц.

Прием нового хозяина Кипра поэт так описал в сказке:

К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.

А причём тут белочка. Причем тут белочка, которая грызет зеленые изумруды? Зеленую медь она грызет, которую до сих пор ударными темпами добывали и добывают на Кипре.

А что же с богатырями:

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Ну это описание тамплиеров, у которых и был куплен Кипр. И намек на тайные их знания в имени Черномора ("Черная смерть").

А кто же царевна:

Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Это несомненно сама Сибилла, жена Ги, передавшая ему корону Иерусалима!

Отмечу, что все попытки воздействовать Гвидона на своих врагов ему не помогли:

А комар-то злится, злится -
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
"Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!.." А Он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

А Гвидон-то злится, злится...
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
"Ай!" - и тут же окривела;
Все кричат: "Лови, лови,
Да дави ее, дави...
Вот ужо! постой немножко,
Погоди..." А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.

А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится -
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
"Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!.." А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Решение было принято самим султаном:

Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
"Что я? царь или дитя? -
Говорит он не шутя.-
Нынче ж еду!" - Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.

Салтан встретился с Гвидоном и его матерью. Всё было решено:

Царь глядит - и узнает...
В нем взыграло ретивое!
"Что я вижу? что такое?
Как!" - и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.

О чем же эта сказка ? В чём же её смысл ?

Почему в основе сказки беседы купцов с князем Гвидоном и с царем Салтаном?

Потому что именно в них смысл сказки!

Именно эти беседы показывают нам, что всегда можно договориться! Не надо начинать войну !

А кто и о чём договаривался на самом деле в истории, а не в сказке? Как это понять? Посмотреть вокруг Кипра и Иерусалима во времена Ги и Саллах-ад-дина.

Что же такого связано с Иерусалимом, что поражает сознание ? Это несиловое освобождение Иерусалима с помощью переговоров, которое достойно создания сказочного сюжета!

Кто же освободил Иерусалим?

Фридрих II Гогенштауфен (1194 — 1250) — король Германии ( с 5 декабря 1212 года, император Священной Римской империи с 22 ноября 1220 года, король Сицилии (под именем Фридрих I, в 1197—1212 годах и с 1217 года).

Фридрих II  Гогенштауфен
Фридрих II Гогенштауфен

В 1229 году Фридрих II принял участие в Шестом крестовом походе и договорился с египетским султаном аль-Камилем из династии Айюбидов о передаче под опеку христиан Вифлеема, Назарета и Иерусалима.

Иерусалим был свободен! И освобожден с помощью переговоров! Именно это событие и было запечатлено в сказке навеки!

Мать Гвидона и есть образ Иерусалима.

Сказки
3041 интересуется