Бианка Сфорца поначалу не привлекла пристальных взоров, когда появилась в мире искусства 30 января 1998 года. Просто милое лицо в рамке среди многочисленных лотов на аукционе Кристи в Нью-Йорке. Тогда никто не знал её имени, как и имени создателя этого портрета. По каталогу она значилась как цветной рисунок на пергаменте мелом и чернилами [неизвестного] немецкого художника начала 19-го века с элементами стиля Ренессанса. Кейт Ганц, коллекционер из Нью-Йорка, купила эту картину за 21850 долларов.
Десять лет цена картины оставалась прежней, пока профиль Бианки не увидел в галерее Ганц канадский коллекционер Питер Силвермен. Он немедленно купил эту картину. Ему показалось, что она действительно могла быть написана в период Ренессанса. Сама Ганц упоминала магическое имя Леонардо да Винчи, который мог оказать влияние на создателя картины. И Сильвермен задумался: а что, если это и есть работа самого великого Леонардо да Винчи?
Это выглядит как миф чистой воды: некто заходит в галерею и покупает рисунок, который оказывается ранее неизвестным шедевром Леонардо да Винчи стоимостью около 100 миллионов долларов. Новые открытия картин Леонардо случаются очень редко. Когда Сильвермен купил эту картину, прошло 75 лет со времени последней находки картины гениального мастера. И нигде не было сведений о том, что создатель "Моны Лизы" писал на пергаменте, не было известно никаких копий таких работ, никаких рисунков-этюдов для них. Если это подлинный портрет кисти Леонардо, то где он прятался 500 лет?
Силвермен по электронной почте направил цифровое фото Бианки Мартину Кемпу - почётному профессору истории искусств Оксфордского университета и широко известному специалисту по Леонардо да Винчи. Кемп постоянно получает такие фотографии, порой по паре в неделю, от "фанатиков Леонардо да Винчи", убеждённых, что они нашли новую работу художника. Кемп рассказал мне: "Моей рефлекторной реакцией было сказать "Нет!" Но "непостижимая живость" лица молодой женщины заставила его присмотреться внимательнее. Он полетел в Цюрих, где Сильвермен хранил этот рисунок в специальном хранилище ценностей. Размером рисунок - с блокнот с отрывными страницами: 13 на 9,75 дюймов. Кемп говорит: "Я испытал нервную дрожь при первом взгляде на картину, почувствовав её необычность"
Это содрогание заставило Кемпа начать собственное исследование картины. Паскаль Котт из парижской компании Lumiere Technology помог провести высокоточное (много)спектральное сканирование картины, что позволило Кемпу проследить наложение слоёв от первых штрихов до позднейшей реставрации. Глазом знатока Кемп всё больше узнавал манеру письма Леонардо да Винчи - строение кисти, прекрасные цветовые переходы, точность линий. На затенённых участках ясно виделись мазки левой рукой, характерные для Леонардо. Выражение лица, уравновешенное, но задумчивое (как у девочки, быстро становящейся взрослой) соответствовало творческому кредо Леонардо о том, что портрет должен показывать "движение души".
Кемпу нужно было доказать, что портрет был создан при жизни Леонардо (1452-1519) и что его художественные особенности соответствуют биографии художника. Провели радиоуглеродный анализ возраста пергамента (он, скорее всего, сделан из кожи телёнка), который показал время между 1440 и 1650 гг. Исследование костюма показало, что на картине придворная дама из Милана 1490-х годов. Тогда была мода на сложную укладку волос с лентами. Как раз в это время Леонардо жил в Милане, писал там придворные портреты. Следы переплёта на краю портрета наводят на мысль, что он вырван из альбома - возможно, посвящённого королевской свадьбе.
Детективная работа Кемпа позволила раскрыть имя девушки на портрете - Бианка Сфорца. Её, незаконную дочь герцога Милана, в 1496 году выдали замуж за Галеаццо Сансеверино, командира миланских войск и патрона Леонардо да Винчи. Портрет написан, когда Бианке было 13 или 14 лет. Она трагически умерла несколько месяцев спустя при (эктопической) беременности, что случалось тогда нередко. Кемп назвал этот рисунок "Прекрасная принцесса".
В 2010 году Кемп и Котт опубликовали книгу о своих исследованиях. Несколько выдающихся специалистов по творчеству Леонардо приняли их выводы, другие проявили скепсис. Кармен Бамбах, куратор отдела рисунка в Метрополитен Музее Нью-Йорка, как говорят, заявил, что портрет "просто не похож на работу Леонардо". Другой эксперт признал портрет слишком "приторным". В воздухе стал витать призрак высококачественной подделки. В центре сомнений оказалось внезапное, почти чудесное появление портрета. Откуда он взялся?
Этого Кемп не знал. И вдруг, как по божественному изволению, пришло сообщение от Д.Р. Эдварда Райта, прочётного профессора истории искусства университета Южной Флориды. Он следил за публичными спорами насчёт картины и высказал Кемпу (с которым не был знаком) предположение, что разгадка может находиться в Национальной библиотеке Польши в Варшаве, в книге под названием "Сфорциада". Райт, специалист по иконографии Ренессанса, сообщил, что этот роскошный альбом был создан к свадьбе Бианки Сфорца, что могло стать подходящим поводом для создания её портрета Леонардо да Винчи.
С помощью Национального географического общества Кемп и Котт выехали в Варшаву. Макрофотографии Котта обнаружили точное место в альбоме "Сфорциада", откуда был изъят портрет. Они вставили копию портрета Бианки в открытый альбом. Совпадение было идеальным. Для Кемпа это положило конец сомнениям: "Прекрасная принцесса" написана Леонардо для этого альбома, но позже была отделена от него.
Согласно Райту, этот альбом попал в Польшу в начале 16-го века, когда кто-то из семьи Сфорца сочетался браком с кем-то из семейства польских королей. Возможно, портрет был вырван из альбома при его повторном переплетении в 17-ом или 18-ом веке. Затем следы портрета теряются. Известно, что позже его приобрёл один реставратор из Италии, вдова которого и выставила портрет на продажу на аукционе Кристи.
Установление подлинности произведения искусства, созданного несколько веков назад, - особенно такого редкого и ценного, как картина Леонардо да Винчи - почти никогда не бывает простым и чисто объективным. Личные эго, личные вкусы, страх судебных процессов - всё это влияет на принятие решения [о подлинности]. Чтобы достичь широкого консенсуса, Кемп разослал свои последние научные выводы ведущим специалистам. Почти все отказались комментировать, в том числе и для нас. Кемп говорит: "Чтобы прийти к согласию, необходимо время. Но я полностью уверен в своих выводах". Одно можно сказать точно. Если настанет день и Бианку Сфорца вывесят в музее как подлинную работу Леонардо да Винчи, то все будут смотреть на неё пристально.