В этой статье я расскажу вам о том, как сложно порой бывает найти нужную дорогу в Монголии. Иногда на поиски дороги уходит больше времени, чем на ее преодоление. Обязательно прочитайте предыдущую статью о моем путешествии. Все мои статьи про Монголию вы сможете найти по хештегу #автостопом по монголии
Я выбрался за город Улангом на трассу. По плану было ехать на юг до поселка Ховд. Я прошел несколько километров по дороге, выбрал хорошую позицию и стал ждать попутную машину. Через минут 20 меня уже вез русскоговорящий монгол. Ехали мы с ним не долго, километров 10. Я рассказал ему, что хочу попасть в Ховд, на что водитель мне ответил, что по этой дороге уже никто не ездит. По его словам все местное население ездит по другой дороге, которая идет паралельно этой в 15 километрах на восток. Я не особо серьезно воспринял его слова, хотя уже начал немного сомневаться в выборе дороги. Меня высадили на повороте и я остался ждать другую попутку. Я простоял час, машин не было. Сомнений стало больше и я решил не испытывать дальше судьбу, а вернуться назад в город и попытаться найти нужную дорогу, по которой все ездят в город Ховд.
Вернувшись в Улаангом на попутке, я поймал интернет и пытался по различным картам отыскать нужную дорогу. Но проблема путешествий по Монголии заключается в том, что большинство популярных карт устаревшие и не отображают действительность. Найти актуальную информацию о дорогах очень сложно. В общем "ту самую дорогу" по которой все ездят, я так и не нашел. Единственное, что я обнаружил по картам, так это соседнее село Наранбулаг. Судя по карте от Наранбулага была еще одна дорога в сторону Ховда. Я решил добраться до этого села и посмотреть как обстоят дела в действительности, до него было около 80 километров новой отличной асфальтовой дороги.
Всю дорогу от Улаангома до Наранбулага я ехал на стареньком советском ЗИЛ 130. Ехали мы медленно, время уходило, и я уже начинал переживать, что дотемна так и не найду нужную мне дорогу. В одном месте был еле заметный отворот от основной дороги. Водитель на ломаном русском сказал, что эта дорога по которой все ездят. Я не стал просить его остановиться, но быстро поставил метку в картах(49.577866,92.185771), чтобы вернуться на этот отворот, если в Наранбулаге не окажется дороги. Приехав в Наранбулаг, я первым делом спросил у местных насчет дороги, но местные не совсем меня поняли и получить какой-то ценной информации от них не получилось. Пройдясь по деревни, я понял, что дорога, отмеченная на карте не пользуется популярностью и попутку мне прийдется ждать очень долго. По сути там была еле заметная колея, дорогой там и не пахло.
Я принял решение возвращаться на тот самый отворот, про который мне говорил водитель и пытаться уехать от туда. Я зашел в магазин и набрал продуктов на пару дней, на тот случай, если машин не будет и нужно будет идти пешком. Обратно я добрался довольно быстро и уже в начале шестого был на том самом отвороте. Рядом стояла юрта, я попросил воды в дорогу, и мне любезно налили полную фляжку. До заката было еще пару часов и я планировал пройти пешком какое-то расстояние и ставить палатку. В тот день я уже и не рассчитывал добраться до Ховда.
Как только я вышел на "гравийку" вдалеке показалась машина, она ехала по основной асфальтированной дороге, и к моему удивлению, стала снижать скорость и повернула как раз на "моем" отвороте. "Что ж, уже неплохо" - подумал я. Значит местные действительно ездят по этой дороге. Ураа! Я вытянул руку, и машина остановилась. Машина была полная. Первой моей фразой, как обычно, было " Мунгу бахгуй", что значит "денег нет". В ответ на это водитель начал со мной торговаться, но я еще раз повторил фразу , улыбнулся и пошел дальше по дороге. Пока водитель закрывал окно, я успел пройти несколько метров, опередив машину. В очередной раз автомобиль остановился возле меня, водитель открыл окно и жестом показал мне, чтобы я зализал в машину. Я погрузил рюкзак в багажник, детей взяли на колени и я вместе с монголами помчался по степи в сторону Ховда, в очередной раз убеждаясь в том, что монгольский автостоп один из самых лучших в мире, а монголы добрые и открытые люди. Через 70 километров мы добрались до маленькой деревушки под названием Улгий, дальше машина не ехала. Я поблагодарил водителя за доброту, забрал рюкзак и пошел через поселок в поисках места под палатку. На улице было светло и до темноты оставалось около часа. Проходя мимо центра деревни, я заметил большой рейсовый автобус. Автобус вот-вот собирался тронуться в путь и мне было интересно в какую сторону он поедет. Я должен был знать направление и дорогу, где мне на следующий день нужно будет ловить машину до Ховда. Я остановился в метрах 100 от автобуса и начал наблюдать. Турист с рюкзаком в тех краях редкость и уже через пару минут вышел водитель и криками начал меня подзывать. Я подошел, водитель не разговаривал по-русски, но мы с ним легко нашли язык и я сумел объяснить, что мне нужно в Ховд. Оказалось, что автобус едет как раз туда, но на мою фразу "Мунгу бахгуй", водитель отрицательно помотал головой и принялся рисовать на земле цифры, начиная торговаться со мной. Пока мы торговались, на улицу вышла половина автобуса, всем было интересно, кто-то даже разговаривал по-английски и мы перекинулись парочкой фраз. Вообще атмосфера была дружелюбная все улыбались и смеялись, мне тоже передавалась эта энергетика и настроение у меня значительно улучшилось. После нескольких минут "торгов" мы так и ни к чему не пришли, я попрощался и пошел ставить палатку. И, опять же, через несколько секунд автобус меня догнал, открылась дверь и водитель пригласил меня внутрь. Всю дорогу я ехал на полу, в проходе между сиденьями. Дорога была убитая, автобус трясло, но туристическая хопка делала свое дело. В Ховд мы приехали в 23:00. Ховд очень большой город по сравнению с другими монгольскими городами и мне пришлось применить "Корейский стиль",(читайте о моих приключениях в Корее в этой статье) и поставить палатку прям в центре города, в парке. В тот день мне очень повезло. Несмотря на сложное начало в итоге все сложилось лучшим образом, собственно, как и всегда в автостопе. Я лег спать счастливым, впереди меня ждало знакомство с Ховдом, но об этом в следующей статье.
Спасибо за то, что дочитали до конца.
Если вам интересно то, что я пишу, вы можете поддержать меня, поставив лайк и подписаться на мой канал!
Также читайте другие статьи про мое путешествие по Монголии:
Почему мне не понравился Улан-Батор
Как я посетил самую высокую конную статую в мире
Застывшее лавовое озеро и потухший вулкан Хорго
Вы можете найти мои статьи про Монголию по хештэгу #автостопом по монголии