В августе 2020 года исполнилось 270 лет со дня рождения Антонио Сальери — австрийского композитора, педагога и дирижера итальянского происхождения, одного из самых ярких деятелей европейской музыкальной культуры рубежа XVIII–XIX веков.
Антонио Сальери родился в небольшом итальянском городке Леньяго, что недалеко от Вероны, в многодетной семье состоятельного торговца. Незаурядные музыкальные способности мальчика проявились в раннем детстве. Первые уроки игры на скрипке преподал ему старший брат Франческо Антонио, обучавшийся у знаменитого виртуоза и композитора Джузеппе Тартини, игру на клавесине — местный соборный органист Джузеппе Симони, ученик знаменитого падре Мартини (Джованни Баттиста Мартини, 1706–1784).
В 1763 году Антонио потерял мать, затем отца, однако некоторое время спустя мальчика приняла на воспитание одна из самых знатных венецианских семей — Мочениго, предполагавшая дать ему серьезное музыкальное образование. Перед пятнадцатилетним юношей открылась возможность учиться у известных музыкантов: композитора и органиста собора Святого Марка Джованни Баттиста Пешетти (1704–1766) и тенора Фердинандо Пачини. Именно Пачини познакомил юного Антонио Сальери с придворным венским композитором Флорианом Леопольдом Гассманом (1729–1774) — одним из немногих композиторов-иностранцев, получивших признание в Италии. Австрийский музыкант чешского происхождения, Гассман занимал высокий пост композитора камерной и балетной музыки при дворе Иосифа II и входил в узкий круг приближенных императора. Пораженный несомненной музыкальной одаренностью и скромностью юноши, Гассман пригласил его в Вену с тем, чтобы позаботиться о дальнейшем образовании и развитии. Сальери всегда помнил о своих благородных покровителях и впоследствии, став одним из лучших музыкальных педагогов Вены, в память о них часто давал уроки безвозмездно.
Переезд в Вену в июне 1766 года стал для Сальери судьбоносным. Здесь молодой человек был представлен императору, произвел прекрасное впечатление и это, несомненно, сыграло значительную роль в его дальнейшей карьере. Он начал работать в придворном оперном театре как ассистент Гассмана, а после смерти Гассмана в 1774 году принял должность придворного композитора камерной музыки. Первые же поставленные в Вене оперы молодого композитора («Le donne letterate», «L’amore innocente», «Armida», «La fiera di Venezia») принесли ему широкую известность: сначала в Австрии, а затем и за ее пределами. Оперой «L’Europa riconosciuta» в 1778 году был открыт Миланский театр La Scala, отстроенный после пожара. Следующая за ней опера «La scuola de’ gelosi» также оказалась одной из самых удачных, выдержав более шестидесяти постановок в разных странах Европы. Наиболее яркими стали две оперы Сальери, сочиненные им для Парижа: «Les Danaides» (1784) — опера, продержавшаяся в репертуаре до 1828 года и успевшая произвести ошеломляющее впечатление на молодого Гектора Берлиоза, и легендарная «Tarare» (1787), составившая целую эпоху в истории французского театра.
Очень быстро Антонио Сальери приобрел европейскую известность и славу одного из самых успешных мастеров оперного жанра конца XVIII века.
Антонио Сальери автор более сорока опер, многочисленных инструментальных и вокальных сочинений, один из лучших дирижеров своего времени и не менее прославленный педагог, воспитавший целое созвездие самых выдающихся музыкантов и так много сделавший для музыкальной жизни Вены и Европы, оказался забытым на целых два столетия.
Назначение в 1788 году придворным капельмейстером (самая высокая музыкальная должность в Австрийской империи) стало подтверждением этой славы. Сохранилось письмо Иосифа II австрийскому посланнику в Париже, в котором император писал о Сальери после блистательного успеха «Les Danaides»:
«Я полагаю, что, если ему не помешают интриги, этот молодой человек — ученик Глюка, написавший несколько превосходных партитур, — будет единственным, кто сможет заменить его, когда придет срок».
Известно, что сам Глюк также очень высоко оценивал талант Сальери и называл его своим единственным наследником.
Помимо опер и инструментальных сочинений, перу Сальери, который был человеком глубоко верующим, принадлежат и многочисленные (в общей сложности около ста) произведения духовной музыки: мессы, оратории, псалмы, гимны.
Находясь долгие годы в самом центре музыкальной жизни Вены, Сальери играл очень большую роль в организации музыкальной жизни столицы Австрийской империи: он не только сочинял, дирижировал и ставил оперные спектакли, он также управлял придворной певческой капеллой, возглавлял хоровое училище Венского общества друзей музыки, входил в состав комитета по планированию и строительству Венской консерватории и был первым ее директором (тогда еще под названием Певческой школы), руководил обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов, занимал влиятельное место в совете директоров Венского музыкального общества.
Не меньший вклад в мировую музыкальную культуру внес Сальери как выдающийся педагог, воспитавший несколько десятков учеников, среди которых: Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Йозеф Вайгль и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт.
По воспоминаниям современников Антонио Сальери был открытым, дружелюбным и отзывчивым человеком, образованным собеседником. Его глубоко уважали в Вене, любили за доброту и веселый нрав.
В конце жизни композитора в Вене был пущен ничем не подтвержденный слух об отравлении им Моцарта. Александр Сергеевич Пушкин использовал этот слух в качестве основы для своей пьесы «Моцарт и Сальери», написанной поэтом в 1830 году.
Примечательно, что уже современники Пушкина ставили вопрос о причастности Сальери к отравлению Моцарта. Так, высоко ценимый Пушкиным поэт, драматург и литературный критик П.А. Катенин (1792-1853) писал: «“Моцарт и Сальери” был игран, но без успеха; оставя сухость действия, я еще недоволен важнейшим пороком: есть ли верное доказательство, что Сальери из зависти отравил Моцарта? Коли есть, следовало выставить его на показ в коротком предисловии или примечании уголовной прозою; если же нет, позволительно ли так чернить перед потомством память художника, даже посредственного?» (П.А. Катенин, Воспоминания о Пушкине, в кн.: А.С. Пушкин в воспоминаниях современников, т. I. Москва, 1985, с.196)
В 1897 году Николай Андреевич Римский-Корсаков на текст «Моцарта и Сальери» Пушкина сочинил одноактную оперу. Первое исполнение ее для широкой публики состоялось 6 (18) ноября 1898 года в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Партию Сальери пел Ф.И. Шаляпин, партию Моцарта — В.П. Шкафер.
В фондах Российского национального музея музыки хранится несколько портретов композитора, очень небольшая часть его музыкальных произведений, а также обширная коллекция предметов, относящихся к постановке оперы Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», безусловно заслуживающих отдельной публикации.