Просим любить и жаловать: художник Илья Горгоц. Блестящий современный акварелист, о творчестве которого редко говорят и непростительно мало пишут. Парадокс: его имя «на слуху» у экспертов и в чести у коллег по творческому цеху, но практически неизвестно широкому зрителю. Спешим исправить эту вопиющую несправедливость.
Начнём с весьма тонкого момента. Дело в том, что наш герой буквально влюблён в «дорожную тему». И не суть важно, что именно убегает вдаль, маня за собою внимание зрителя: лесная тропинка, городской тротуар, полоска неба меж крыш и крон или мерцающая речная гладь. Концепция пути к подёрнутой дымкой загадочной дали, начинающегося прямо перед наблюдателем и зовущего отправиться в путешествие по внутреннему пространству композиции — любимый приём мастера.
Придирчивый критик скажет: «Самоповторы». Мы возразим: «Концепция». В этих то прямых, то извилистых; то явных, то завуалированных путях — дорогах —тропинках — направлениях Горгоца зашифровано множество смыслов. В них — акцентуация на теме уходящей натуры. Безвозвратно утекающего времени. Или наоборот — оптимистичные мотивы возвращающейся на крыльях теплого ветра весны; бегущей навстречу зрителю приветливой лунной дорожки...
В исполнении Ильи Горгоца эта концепция выглядит не просто умно и технично, но и глубоко прочувствовано. А с учётом разнообразия ландшафтов, погодных условий, ракурсов, регулярной смены настроения и ритма, которыми наш герой наделяет свои композиции — дорога превращается в изящную доминанту его пейзажного творчества...
А вот за что Илью Горгоца безоговорочно (и абсолютно заслуженно) хвалят, так это за неожиданные (но совершенно органичные) решения по части тонов и контрастов. Обратите внимание, дорогой читатель: наш живописец, работающий в технике акварели, ухитряется градировать цвет как заправский рисовальщик. При этом не забывая разыгрывать главный, классический «козырь» акварели: работу с отражениями, бликами и прочими смещениями светового спектра.
Выходит очень эффектно. Там, где автор стремится наделить изображение плотной текстурой и выраженным объёмом, он «продавливает» его рельефностью монохрома. А закончив это действо — тут же заполняет окружающее пространство нежными, колеблющимися, мерцающими тонами, работая широко и смело. В результате картины Горгоца обретают не только «фирменную» акварельную лёгкость, но и ощутимый эффект импрессии. Мгновенного впечатления, составленного по мотивам наиболее значимых и выразительных доминант.
Нужно ли говорить, что подобная техника требует природного таланта и высочайшего мастерства? Пожалуй, это очевидно. Право слово, сегодня у нас тот самый редкий случай, когда на протяжении написания статьи хотелось не думать и анализировать, а просто наслаждаться чудесными видами как давно и хорошо знакомых, так и никогда раннее не виданных мест. Что характерно: и те, и другие ощущались одинаково достоверно.
Остаётся лишь добавить, что имеющий множество наград и достижений Илья Горгоц, на счету которого имеется ряд замечательных работ, посвящённых живописнейшем уголкам Италии, Британии, Австрии — продолжает жить и творить в родном городе Москве. От всего сердца пожелаем ему творческих успехов! И непременно будем следить за новыми работами.
Автор: Лёля Городная