Вообще-то морское пиратство в советское время считалось у простого советского народа чем-то экзотическим, на уровне какой-нибудь исторической фантастики. Время прогресса, кибернетика и... пираты, разве такое возможно? Поэтому и приключенческий фильм "Пираты ХХ века" вызвал небывалый интерес (да там еще и карате показывали!). И лишь моряки, которые ходили в "загранку", говорили, да, было, и рассказывали душещипательные истории.
А советские торговые суда и на самом деле, бывало, подвергались нападениям. Советский Союз был как красная тряпка для быка в международной зоне торговли, да еще и идеологическая подоплека, поэтому капиталистические страны всячески старались навредить СССР. А морские пираты - это третья сила, неофициальная, которую можно использовать для негласных операций против Советского Союза.
Особенно для торгового флота СССР был памятен случай с пароходом "Туапсе", который в 1954 году тайваньские пираты (а точнее, военный эсминец Тайваня) захватили по пути в Китай. Ценный груз (топливо) был перегружен, и долгое время потребовалось, чтобы с помощью дипломатических каналов освободить советских моряков из плена. На Родину, к сожалению, вернулись не все. А некоторые из тех, кто вернулись, были осуждены на различные сроки за измену Родине (время было такое, да и не надо было публично выступать по радио о том, что прогрессивные моряки ждут демократических перемен в СССР). На эту тему позже был снят фильм снят худ. фильм "Чрезвычайное Происшествие".
По Сети бродит развесистая "клюква". Наблюдать за тем, как на торговые суда нападают какие-то пираты в интересы Советского Союза не входило. И была проведена специальная операция по обезвреживанию морских путей. Большой десантный корабль был замаскирован под торговое судно. На борту - рота морских пехотинцев. Судно курсировало в районе частых нападений флибустьеров . По дипломатическим и торговым каналам была заброшена деза о советском пароходе, с грузом золотых слитков. И пираты клюнули на приманку.
В Малаккском заливе корабль подвергся нападению. "Пароход" был взят на абордаж. А на палубе бандитов встретили советские морпехи. Несколько десятков пиратов были аннигилированы, их катера потоплены. Пару человек взяли живыми и отпустили, с тем, чтобы они рассказали своим подельникам о случившимся. Среди морской пехоты потерь не было. Больше никакие пираты не осмеливались нападать на грузовые суда Советского Союза.
Так вот, подтверждению этого я не нашел ни в каких официальных источниках. Да и маскировать БДК под пароход... Но якобы Станиславу Говорухину кто-то из морских адмиралов рассказал про этот случай, а тот, в свою очередь, написал на этой почве сценарий.
На самом деле все было довольно прозаичнее. Да, советские суда, бывало, захватывали. Но ВМФ СССР выходил на боевые дежурства по квадратам и пути торговых пароходов и танкеров отслеживались.
В октябре 1968 года в Гвинейском заливе произошло нападение на два советских рыболовных траулера, "Холод" и "Ветер". Сводный отряд 5-й эскадры ВМФ СССР (два ракетоносца, Неуловимый и Бойкий, подводная лодка "Ярославский комсомолец", корабль снабжения "Олекма") прибыл в Гану, демонстративно развернул боевые установки и советских моряков и траулеры освободили. Ранее (в январе 1967 года), в порту Ганы был захвачен научный пароход "Ристна", с аппаратурой космической связи на борту, но его удалось освободить советским дипломатам.
В 1987 году в Сингапурском проливе произошло пиратское нападение на советский теплоход «Слуцк». Команда судна оказала активное сопротивление, пиратам пришлось убраться несолоно хлебавши.
В 1990 году сомалийскими племенами был захвачен советский траулер «Кафф», который добывал омаров у берегов Сомали. Власть Сомали не контролировали эту народность, а потому экипаж судна был выкуплен советскими дипломатами за 250 тысяч долларов США.
Уже на закате СССР, в 1991 году, в бухте Луанды было совершено разбойное нападение на советский сухогруз, который стоял на рейде. Это стало возможным только потому, что 30-я оперативная бригада Северного Флота ВМФ СССР покинула свое место базирования по приказу командования (Советский Союз тогда уже сдавал свои международные позиции). Но команда нападение отразила, катер с разбойниками был потоплен.
А в случае подачи сигнала SOS помощь оказывалась и иностранным судам, как это было с французским транспортником у берегов Мадагаскара в 1981 году, на который напали пираты.
Можно сказать одно - Советский Союз отбил охоту нападать на советские торговые суда своим авторитетом и военной мощью.