Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Как Советский Союз отбил у пиратов охоту нападать на торговые суда

Вообще-то морское пиратство в советское время считалось у простого советского народа чем-то экзотическим, на уровне какой-нибудь исторической фантастики. Время прогресса, кибернетика и... пираты, разве такое возможно? Поэтому и приключенческий фильм "Пираты ХХ века" вызвал небывалый интерес (да там еще и карате показывали!). И лишь моряки, которые ходили в "загранку", говорили, да, было, и рассказывали душещипательные истории.

А советские торговые суда и на самом деле, бывало, подвергались нападениям. Советский Союз был как красная тряпка для быка в международной зоне торговли, да еще и идеологическая подоплека, поэтому капиталистические страны всячески старались навредить СССР. А морские пираты - это третья сила, неофициальная, которую можно использовать для негласных операций против Советского Союза.

Особенно для торгового флота СССР был памятен случай с пароходом "Туапсе", который в 1954 году тайваньские пираты (а точнее, военный эсминец Тайваня) захватили по пути в Китай. Ценный груз (топливо) был перегружен, и долгое время потребовалось, чтобы с помощью дипломатических каналов освободить советских моряков из плена. На Родину, к сожалению, вернулись не все. А некоторые из тех, кто вернулись, были осуждены на различные сроки за измену Родине (время было такое, да и не надо было публично выступать по радио о том, что прогрессивные моряки ждут демократических перемен в СССР). На эту тему позже был снят фильм снят худ. фильм "Чрезвычайное Происшествие".

Кадр из советского художественного фильма "Пираты ХХ века"
Кадр из советского художественного фильма "Пираты ХХ века"

По Сети бродит развесистая "клюква". Наблюдать за тем, как на торговые суда нападают какие-то пираты в интересы Советского Союза не входило. И была проведена специальная операция по обезвреживанию морских путей. Большой десантный корабль был замаскирован под торговое судно. На борту - рота морских пехотинцев. Судно курсировало в районе частых нападений флибустьеров . По дипломатическим и торговым каналам была заброшена деза о советском пароходе, с грузом золотых слитков. И пираты клюнули на приманку.

В Малаккском заливе корабль подвергся нападению. "Пароход" был взят на абордаж. А на палубе бандитов встретили советские морпехи. Несколько десятков пиратов были аннигилированы, их катера потоплены. Пару человек взяли живыми и отпустили, с тем, чтобы они рассказали своим подельникам о случившимся. Среди морской пехоты потерь не было. Больше никакие пираты не осмеливались нападать на грузовые суда Советского Союза.

Так вот, подтверждению этого я не нашел ни в каких официальных источниках. Да и маскировать БДК под пароход... Но якобы Станиславу Говорухину кто-то из морских адмиралов рассказал про этот случай, а тот, в свою очередь, написал на этой почве сценарий.

На самом деле все было довольно прозаичнее. Да, советские суда, бывало, захватывали. Но ВМФ СССР выходил на боевые дежурства по квадратам и пути торговых пароходов и танкеров отслеживались.

В октябре 1968 года в Гвинейском заливе произошло нападение на два советских рыболовных траулера, "Холод" и "Ветер". Сводный отряд 5-й эскадры ВМФ СССР (два ракетоносца, Неуловимый и Бойкий, подводная лодка "Ярославский комсомолец", корабль снабжения "Олекма") прибыл в Гану, демонстративно развернул боевые установки и советских моряков и траулеры освободили. Ранее (в январе 1967 года), в порту Ганы был захвачен научный пароход "Ристна", с аппаратурой космической связи на борту, но его удалось освободить советским дипломатам.

В 1987 году в Сингапурском проливе произошло пиратское нападение на советский теплоход «Слуцк». Команда судна оказала активное сопротивление, пиратам пришлось убраться несолоно хлебавши.

В 1990 году сомалийскими племенами был захвачен советский траулер «Кафф», который добывал омаров у берегов Сомали. Власть Сомали не контролировали эту народность, а потому экипаж судна был выкуплен советскими дипломатами за 250 тысяч долларов США.

Уже на закате СССР, в 1991 году, в бухте Луанды было совершено разбойное нападение на советский сухогруз, который стоял на рейде. Это стало возможным только потому, что 30-я оперативная бригада Северного Флота ВМФ СССР покинула свое место базирования по приказу командования (Советский Союз тогда уже сдавал свои международные позиции). Но команда нападение отразила, катер с разбойниками был потоплен.

А в случае подачи сигнала SOS помощь оказывалась и иностранным судам, как это было с французским транспортником у берегов Мадагаскара в 1981 году, на который напали пираты.

Можно сказать одно - Советский Союз отбил охоту нападать на советские торговые суда своим авторитетом и военной мощью.