Не для кого не секрет, что Герберта Уэллса и Максима Горького связывала старая крепкая дружба. И вот, в далеком 1920 году Уэллс решает посетить Санкт-Петербург и своего давнего друга и, по приезде, останавливается в доме Горького. С первой секунды, гражданская жена Горького приглянулась Уэллсу. Она не была красавицей, но это ей не помешало оставить след в сердце фантаста. Уэллс позже напишет в своем дневнике:
«Я влюбился в нее, я ухаживал за ней, и однажды ночью в ответ на мою мольбу она бесшумно порхнула через переполнение комнаты горьковской квартиры в мои объятия...»
Герберт, долго ухаживал за Марией, делал ей подарки и комплементы, не стесняясь своего друга. «А что же Горький?», спросите вы. А он был сильно влюблен в Марию, и отказывался замечать происходящее вокруг. Ведь она была для него не просто возлюбленной, музой, любовницей, она была в первую очередь другом, а во вторую секретарем писателя. Горький очень ценил тот уют, которым его окружила Закревская. Каждый день ему подавали горячий домашний ужин, дела были приведены в порядок и хотелось творить. И Максим был счастлив. Счастлив от всего этого домашнего благолепия и того, что его слушали, восторженно и не сводя восхищенных глаз, а Мария это умела делать. В любой компании могла поддержать беседу и производила впечатление человека, сведущего в любой теме разговора. Горькому намекали, что его избранница неверна писателю, но он не хотел этого слушать. Лишь однажды, усомнившись, спросил Марию, правдивы ли слухи, на, что получил ответ:
«Даже для меня два великих писателя сразу – это слишком!».
Ответ его удовлетворил, он был счастлив. Ведь Мария – это его муза. Рядом с ней он написал свои лучшие произведения. Даже посвятил своей любимой роман «Жизнь Клима Самгина». А когда собрался ехать в Италию, стал хлопотать у Советского правительства визу и для своей любимой. Он приложил все возможные усилия, но смог забрать Марию с собой в Италию.
На итальянском побережье они с Марий прожили вместе шесть счастливых лет. Но писателю неоднозначно намекнули на то, что пришло время возвращаться с СССР. Горький был вынужден оставить эту прекрасную идиллию и 9 мая 1933 года отбыл на Родину. Его возлюбленная, Мария Закревская, отказалась возвращаться с ним в СССР и осталась в Сорренто. После возвращения на Родину, Горький с Марией переписывали еще некоторое время.
В свою очередь, Мария уехала из солнечной Италии в туманный Лондон. Да, именно к Уэллсу, где сразу же напомнила Герберту о себе. И их старая любовная связь возобновилась с новой силой. Страсть Уэллса к Закревской была столь высока, что он несколько раз делал ей предложение выйти за него замуж. Но Мария всякий раз отвечала отказом. Жаловался фантаст:
«Она проводит со мной время, ест со мной, спит со мной, но не хочет выходить за меня замуж»
И снова возникает вопрос: «А, что же Горький?». Все просто. После возвращения, Горький работал и творил, оценивая труды социализма. По возвращению из Италии, Сталин обещал Горькому, что тот сможет проводить зиму в Италии, а лето в СССР. Но на самом деле, М.Горького больше никогда не выпускали за границу. Ему была предоставлена большая дача в Тессели, где он проводил зимы, поправляя свое плохое здоровье. Со своей любимой он продолжал переписку, уговаривая ее вернуться к нему на Родину. И только в 1938 году, Мария не смогла отказать в просьбе умирающему Горькому и приехала в СССР – попрощаться с любимым. Ей посчастливилось увидеть писателя, перед смертью, и как утверждают историки, она была последней, кто видел писателя живым.
Вот так, вспыхнувшая любовь в 1918 году на редакционном заседании издательства «Всемирная правда», между Максимом Горьким и Марией, прошла через всю жизнь писателя и закончилась его смертью. А ведь сейчас никто и не вспомнит, что познакомил их еще один известный писатель Корней Чуковский. Позже Чуковский напишет в своих воспоминаниях о той встрече:
«Как ни странно, Горький хоть и не говорил ни слова ей, но все говорил для нее, распустил весь павлиний хвост. Был очень остроумен, словоохотлив, блестящ, как гимназист на балу»
А что же Герберт Уэллс? Он очень тяжело переживал эту ситуацию с поездкой Марии на Родину, не хотел отпускать любимую в Москву. Но к тому моменту он был уже очень старым, и опыт прожитых лет с Марией, подсказывал ему, что ее уже нельзя переделать. И если она решила поехать к Горькому, то она это сделает, и для старинного друга эта встреча очень важна.
После похорон Горького, Мария вернулась в Англию к Уэллсу. С ним они прожили еще 13 лет, до самой смерти Уэллса. Она ухаживала за писателем, пока он болел. И так же, как когда-то проводила Максима Горького в последний путь, похоронила и Герберта Уэллса. В свою очередь Уэллс, еще при жизни, в благодарность за прожитые счастливые годы, завещал Марии Закревской 100 000 долларов. Эти деньги помогли ей прожить, оставшуюся жизнь, не испытывая нужды.
Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг умерла 2 ноября 1974 года. Ей было 82 года. Пережив Максима Горького на 38 лет, а второго возлюбленного, Герберта Уэллса на 28 лет.
Заходите в мой книжный магазин тетушки Фло, приводите друзей и знакомых. Ставьте лайки и комментируйте. Ведь в спорах рождается истина. И конечно же подписывайтесь на мой канал., чтобы быть в курсе книжных новинок и новых подборок.