Найти в Дзене
Алекс Стюарт

Гончарова Наталья Сергеевна - амазонка авангарда

Здравствуйте друзья! Хочу познакомить вас с Натальей Сергеевной Гончаровой, которая вошла в русское искусство как «амазонка авангарда», новатор живописи, блестящий декоратор, живописец, график, театральный художник.

Наталья Гончарова (1881-1962) - дочь московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова, принадлежащего к дворянскому роду; двоюродная правнучка жены А.С. Пушкина Натальи Гончаровой.
Проведя детство в деревне, позже всегда будет жалеть, что всю жизнь ей довелось прожить в крупных городах в то время как предпочла бы сельский быт. Ведь в будущем художницу будет всегда привлекать тематика крестьянства. Она всю жизнь, стремясь познать сущность творчества народа, коллекционировала лубок, каменных баб.

Московская зима 1900
Московская зима 1900

Гимназию Наталья окончила с серебряной медалью, затем 3 дня проучилась на медицинских курсах и пол года на историческом факультете прежде чем нашла свое призвание. В 1901 году в статусе вольнослушателя Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры. Там и познакомилась со своим будущим мужем М.Ф.Ларионовым. Именно он посоветовал ей не тратить время на скульптуру и заняться живописью. «Откройте глаза на свои глаза. У вас талант к цвету, а вы занимаетесь формой», — сказал он. И Наталья перешла на живописное отделение, где ее наставником стал Константин Коровин, но скульптуру она также не оставила.
В 1909 году Наталья Гончарова перестала вносить оплату за своё обучение, за что была отчислена. Однако уже к этому времени она начала продавать свои картины и вести преподавательскую деятельность в Студии живописи и рисунка, а также выставляться на художественных выставках.
Первая персональная выставка Гончаровой в 1910 году, где было представлено 22 ее полотна, продлилась чуть дольше суток. Несколько представленных работ в жанре ню были изъяты полицией, а экспозиция закрыта. Самой же художнице предъявили обвинение в распространении порнографии, но позже в суде ее оправдали. Больше в этом жанре Наталья не работала никогда.
Сложно было понять почему так ополчились против Гончаровой, но по всей вероятности одна из причин была в том, что для женщин-художниц в то время существовало негласное табу, ограничивающие возможности работы над обнаженной натурой.

Слева — «Обнаженная негритянка», справа — «Натурщица с закинутыми за голову руками ».
Слева — «Обнаженная негритянка», справа — «Натурщица с закинутыми за голову руками ».
Дева на драконе
Дева на драконе

Наталья разрушила стереотипы «женского» поведения не только в живописи, но и в жизни: ходила в рубахах, больше напоминавших рабочую одежду, брюках и кепке, снялась в футуристическом фильме «Драма в кабаре № 13» с обнаженной грудью.
Через год на одной из выставок "Бубнового валета", было конфисковано еще одно полотно Гончаровой - "Бог плодородия". А еще через год православная церковь выступила с официальным запретом цикла работ "Евангелисты" на выставке "Ослиный хвост" - официальным предлогом для запрета выступило то, что сюжеты картин не соответствовали названию выставки.
В 1914 году организаторы открывая выставку художницы уже заранее согласовали список экспонируемых работ Гончаровой. Однако не пройдет и двух дней как появится анонимный отзыв, осуждающий использование авангардистских техник для изображения религиозных сюжетов.
Безусловно снова разразился скандал, и духовенство требовало немедленного закрытия выставки. Но в этот раз за молодую художницу заступились граф И.И. Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский. И духовным сановникам пришлось отступить. Синод, вынес вердикт, что мол художница "возрождает технику древних византийских мастеров" и скандал замялся сам собой.
Большинство экспозиций Гончаровой провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорбленной общественности. Отец художницы выступая в защиту дочери написал открытое письмо в газету, в котором негодовал:
«Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа - духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?».
В 1915 году, спустя год после своего последнего столкновения с цензурой, Наталья Гончарова вместе с мужем Михаилом Ларионовым по приглашению Сергея Дягилева ненадолго переехали во Францию для работы над Русскими сезонами, однако в итоге художники решили остаться жить во Франции. Позже вернуться в Россию им помешала революция.

-5

Они поселились в Латинском квартале Парижа, где любил бывать весь цвет русской эмиграции. Гончарова и Ларионов устраивали благотворительные балы для начинающих живописцев. В их доме часто бывали Николай Гумилёв и Марина Цветаева.
В 50-х годах Гончарова очень много работала, её циклы «Павлины», «Магнолии», «Колючие цветы» говорят о ней как о зрелом живописце. Особенно любопытно то, что она творила в весьма широком диапазоне. Да и вообще создается такое впечатление, что она творила вообще во всех стилях.

Павлин под ярким солнцем 1911
Павлин под ярким солнцем 1911
Чертополох. Начало 1920-х
Чертополох. Начало 1920-х
Натюрморт с магнолией и стаканом
Натюрморт с магнолией и стаканом

А в 60-х произошло возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой, их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Скончалась художница в Париже в 1962 году.
Рассматривая творчество
Натальи Сергеевны Гончаровой - художницы-авангардистки, представительницы движения "лучистов", флагмана русского модернизма, скульптора и декоратора, невольно задаешься вопросом: "А выкладывали бы коллекционеры живописи такие баснословные суммы денег за примитивные работы художницы, если бы ее не окружали публичные скандалы и аресты картин прямо в выставочных залах?" Думается, вряд ли... А обвиняла ее церковь за неординарное решение церковных сюжетов, а общественность - за пропаганду порно.
Работы Гончаровой очень далеки от экстравагантных работ авангардистов того времени, а куда более близки к примитивизму и реализму, что не позволяет их считать действительно авангардистскими. Однако огромный пиар вокруг творчества художницы раздули люди, имеющие в своих собраниях произведения Натальи Сергеевны. И весьма любопытно то, что в 2011 году вдруг выяснилось - более 300 картин, приписываемых Гончаровой, являются подделками. И тут возникает очередной вопрос:
"Кто же так столь неистово продвигает Гончарову уже после её смерти?"

Сбор яблок 1909
Сбор яблок 1909
Испанка 1916
Испанка 1916
Цветы 1912
Цветы 1912
Натюрморт (Колокольчики), 1909
Натюрморт (Колокольчики), 1909

Но как бы там ни было Гончарова на сегодняшний день является известной во всем мире художницей, картины которой продаются по невероятно баснословным ценам на арт-рынке. Согласно статистике ее работа "Цветы" (1912) была продана на аукционе Christie’s в 2008 году более чем за 10,9 миллионов долларов, полотно "Испанка"(1916) в 2010 году - за $10,7 млн, а "Сбор яблок"(1909) в 2007 году - за $ 9,8 млн, натюрморт “Колокольчики”(1909) в 2008 году – за $ 4,6 млн.

Хоровод. 1910
Хоровод. 1910
Купание лошадей, 1911
Купание лошадей, 1911
Речной пейзаж. 1911
Речной пейзаж. 1911
Лебедь. 1911
Лебедь. 1911
Сенокос. 1905
Сенокос. 1905
Велосипедист 1913
Велосипедист 1913
Феникс. Часть полиптиха. Из цикла «Жатва». 1911
Феникс. Часть полиптиха. Из цикла «Жатва». 1911
Пьеро и Коломбина (автопортрет и портрет мужа Михаила Ларионова в маскарадных костюмах). 1906
Пьеро и Коломбина (автопортрет и портрет мужа Михаила Ларионова в маскарадных костюмах). 1906
Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907
Автопортрет с жёлтыми лилиями. 1907
Жёлтый и зелёный лес. 1913
Жёлтый и зелёный лес. 1913
Завтрак. 1924
Завтрак. 1924
Зима. Сбор хвороста. 1911
Зима. Сбор хвороста. 1911
Мать. 1910
Мать. 1910
Отбеливание холста. 1908
Отбеливание холста. 1908
Крестьянки с граблями. 1907
Крестьянки с граблями. 1907
Стрижка овец. 1907
Стрижка овец. 1907
Женщина продающая хлеб. 1911
Женщина продающая хлеб. 1911
Две русских девы. 1920
Две русских девы. 1920
Курильщик. Стиль подносной живописи. 1911
Курильщик. Стиль подносной живописи. 1911
Мальчик с петухом. 1910
Мальчик с петухом. 1910
Женщины с корзинами винограда 1911
Женщины с корзинами винограда 1911

Весна. Белые испанки. 1922
Весна. Белые испанки. 1922
Испанка. 1916
Испанка. 1916
Испанка с веером. 1920-е
Испанка с веером. 1920-е
Испанки, 1916
Испанки, 1916
Рождество 1910
Рождество 1910
Богородица с младенцем 1911
Богородица с младенцем 1911
Троица 1910
Троица 1910

Рыбы. Натюрморт с рыбами и цветами. Ок.1928
Рыбы. Натюрморт с рыбами и цветами. Ок.1928

Осенний букет (Айва и листья клена). 1908
Осенний букет (Айва и листья клена). 1908
Розовая камелия. 1930
Розовая камелия. 1930
Большой букет из полевых цветов. Ок.1960
Большой букет из полевых цветов. Ок.1960
Букет и флакон красок. 1910
Букет и флакон красок. 1910