Во время визита в Тбилиси президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер рассказал, откуда взялась и что предусматривает так называемая "формула Штайнмайера". Об этом пишет ВВС.
"Была ситуация на переговорах в Париже три года назад, которые проводились на встрече нормандской контактной группы на высшем уровне. Переговоры не продвигались, потому что в действительности проекты, которые должны быть реализованы после минских соглашений, стали известными ... Но шаги, которые должны быть сделанные обеими сторонами, были слишком большими. Именно поэтому формула не содержит ничего больше, чем попытку сделать из больших шагов (предложенных в сделках. - Ред.), которые участники конфликта не хотели делать, ряд меньших шагов, которые, несмотря на их сущность и последствия до сих пор надо согласовать", - сказал господин Штайнмайер.
"Таким образом аргумент (о российском влиянии - ред.) меня удивляет, поскольку присутствовал один из представителей тогдашнего президента (Порошенко - ред.)", - добавил он.
Вероятно, господин Штайнмайер мог ошибиться с точной датой или местом переговоров, поскольку встреча в нормандском формате в Париже с участием лидеров четырех государств и руководителей МИД прошла 2 октября 2015, то есть четыре года назад. А в октябре 2016 встреча в таком формате состоялась в Берлине и она была последней.
К этим переговорам Европа поддерживала позицию Украины и президента Порошенко в том, что выполнение политического блока соглашений, то есть проведение местных выборов на неконтролируемых территориях, а также закрепление особого статуса Донбасса, возможно только после выполнения безопасности пунктов минских договоренностей. Главные из них: вывод войск из самопровозглашенных "республик", установление контроля ОБСЕ над украинской-российской границей, освобождение всех заложников.
В Киеве господин Штайнмайер при поддержке французского коллеги предложил компромиссный, по их мнению, план. По безопасности блок Минских соглашений выполнять одновременно с политическим. Целью они называли необходимость сдвинуть с "мертвой точки" минский процесс.
Важно, что эти предложения не были закреплены на бумаге, они лишь были предложены для обсуждения сторонам конфликта.
Суть "формулы"
Идея тогдашнего министра иностранных дел Германии заключалась в том, чтобы изменить последовательность выполнения пунктов Минских соглашений.
В минских документах проведения местных выборов на территории ОРДО является предпоследним, 12-ым пунктом плана по урегулированию кризиса после ряда других шагов, среди которых - "немедленное и всеобъемлющее прекращение огня", отвод войск от линии разграничения, вывода иностранных военных формирований, установление контроля ОБСЕ над границей.
Предложенная «формула» предусматривает принципиально другой механизм. Сначала - местные выборы в соответствии с Конституцией Украины, временное, а после подтверждения ОБСЕ демократичности выборов - постоянное вступления в силу закона об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
И одновременно с имплементацией этого закона - вывод войск и установление контроля Украины над восточной границей.
В то время как официальный Киев с 2015 стоял на том, что минский комплекс мер по урегулированию на Донбассе - это поэтапный план, Россия и лидеры "республик" убеждают, что все пункты должны выполняться одновременно, а не в порядке от первого до последнего .
Формула - паззл
Через месяц после киевской встречи министров, когда "формула Штайнмайера" была предложена впервые, в октябре 2016-го в Берлине состоялся саммит "нормандской четверки" с участием президентов Украины, России, Франции и канцлера Германии.
Петр Порошенко по итогам саммита заявил, что позиция Украины остается неизменной. Выполнение безопасности условий, а также освобождение заложников должны предшествовать выполнению политической части. Но одновременно он сказал, что участники саммита "утвердили предложения" Германии и Франции.
Представители команды Зеленского теперь обвиняют предшественников в том, что это именно они согласились на "формулу", а действующая власть, мол, должна опираться на договоренности 2016 года.
Но предыдущая власть одновременно настаивала на безопасности предпосылках, в то время как "формула" немецкого министра, которая 1 октября, получила письменного вида и на которую согласилась Украины во время заседания трехсторонней контактной группы, объясняет процедуру только проведение выборов и вступления в силу закона об особом статусе.
Президент Зеленский также заявляет, что выборов в ОРДЛО не будет, пока не будет демилитаризовано неконтролируемую территорию.
После того, как стало известно о том, что в Минске в сентябре 2019 Леонид Кучма письменно дал согласие Киева на "формулу", официальный представитель МИД Германии Райнер Бройль сказал, что она - лишь один из "паззлов". И что возвращение Украины контроля над границей и проведения выборов - это вопросы, которые еще требуют обсуждения.