Из тех, кто возглавлял Первый Крестовый поход, в первую очередь стоит отметить Адемара дю Пюи — французского епископа — храброго и рассудительного воина священника, назначенного папским легатом и являвшимся посредником в спорах и конфронтациях между упрямыми военачальниками; норманнского князя Южной Италии и Сицилии Боэмунда Тарентского (сына Роберта Гвискара); графа Раймунда Тулузского; герцога Лотарингии Готфрида Бульонского; его брата Болдуина; герцога Гуго Вермандуа (брата французского короля); герцога Роберта Нормандского; графа Этьена де Блуа и графа Роберта II Фландрского.
Пунктом сбор армий крестоносцев служил Константинополь, в который различные войска двигались четырьмя потоками. Готфрид и Болдуин со своими войсками и другими немецкими армиями продвигались долиной Дуная по Венгрии, Сербии и Болгарии, а потом прямиком через Балканы; во время пути нередко происходили стычки с местным населением. Они достигли Константинополя раньше всех и весь зимний период стояли лагерем под стенами города. Епископ Адемар, граф Раймунд и другие шли из Южной Франции дорогою через Северную Италию тяжелым маршем вдоль пустынного побережья Далмации, и далее на восток до самого Константинополя. Войска из Англии и Северной Франции под командованием Гуго, обоих Робертов и Этьена перешли через Альпы и двинулись на юг Италии.
Оставив армию и товарищей в Южной Италии, Гуго отправился в Константинополь по морю, однако потерпел кораблекрушение, но был спасен византийским флотом и отправлен в столицу, где по своей сути стал заложником императора Алексея I Комнина.
Уже весной оба Роберта и Этьен переплыли Адриатическое море, высадились в Дураццо и направились на восток, прямиком к Константинополю. Таким же путем проследовало с Сицилии норманнское войско Боэмунда и Танкреда.
Алексей I рассчитывал, что на его призыв о помощи откликнутся, в самом лучшем случае, несколько тысяч наемников и, таким образом, можно было пополнить византийские войска. Но император никак не ожидал, что у его столицы соберется большая и самостоятельная армия. Такой исход событий был не совсем выгоден. Между Византией и Западной Европой существовали давние разногласия, поэтому Алексей I не доверял крестоносцам. Также Алексей I, рассчитывал всего лишь отвоевать у турок потерянные малоазийские владения, и его не интересовала главная цель крестоносцев — Иерусалим. В свою очередь, крестоносцы не доверяли византийцам зная о их хитроумной дипломатии. Они не желали быть пешками в попытках Алексея I вернуть территории. Подозрения с обоих сторон сильно повлияли на результаты этого и всех следующих Крестовых походов. В то время пока крестоносцы стояли лагерем под Константинополем, были нередкими мелкие стычки с византийской гвардией.
Однако сочетая твёрдость действий с дипломатией, Алексей I смог избежать каких-либо серьезных столкновений. Он добился от командующих походом клятвы в том, что они помогут ему отвоевать у турок Никею и остальные бывшие византийские владения. После этого Алексей переправили их через Босфор, стараясь избегать скопления крупных сил крестоносцев под стенами своей столицы. Также, он обеспечил их провизией и сопровождением византийских войск до самого Иерусалима.