Дали родился 11 мая 1904 года, в каталонском городе Фигерасе. Рос капризным и избалованным ребенком; часто скрывал свои истинные чувства, заменяя их своей экстравагантностью.
В 1922 году переехал в Мадрид и поступил в "Королевскую академию изящных искусств" Сан-Фернандо. Увлекаясь психоанализом Фрейда, развивал в себе отстраненный взгляд на окружающий мир.
Первая выставка состоялась в Барселоне, в 1925. Дали развивает себя не только как художника, но и как сценариста-писателя: 6 июня 1929 года выходит фильм - "Андалузский пес", сценарий к которому написали Бунюэль и Дали.
Успех Дали был огромным, художник старался показать свое отличие от современников, а так же заставить неискушенного зрителя забыть, о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.
Большое влияние на юного Дали оказала Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова, родилась в Казани в 1894 году). Это была привлекательная женщина, которая с первого взгляда пленила Дали. Не смотря на разницу в возрасте - Гала была почти на 11 лет старше Сальвадора - чувства между ними вспыхнули настолько сильные, что Гала решила уйти от мужа.Пара, забыв обо всем, уехала в небольшой городок - Ситжес - неподалеку от Барселоны. Влюбленные сняли свой первый дом в пригореде Кадакеса Порт-Льигате и с тех пор оставались неразлучны. Гала оказалась умелым организатором и стратегом; взяла на себя все дела своего избранника. Дали и Гала поженились в 1934 году. Сам Дали утверждал, что именно Гала уберегла его от сумасшествия и преждевременной смерти. За творческим гением скрывалась неуверенная в себе, неорганизованная и беспокойная натура. Для Сальвадора - Гала - стала, той единственной спасительной связью с реальным миром.
Дали постоянно совершенствовал свой метод создания картин, который он называл параноидально-критическим. Художник объяснял его как "спонтанный метод иррационального познания, основывающийся на критической и систематической интерпретации цепочек безумных видений"
Иными словами: не поддающийся словесному определению, вызывающий незнакомые ассоциации знакомых образов, основанных на полубезумной идее или размытом символизме, и побуждающий чувства наподобие эротизма, садизма, а также пространственного и временного искажения сновидений.
Как и у предвестника метафизической живописи де Кирико, такой механизм восприятия живописи подразумевает, что зритель оказывается впечатлен внешним видом картины и ожидает увидеть в ней скрытый смысл. Бретон называл это чистым психическим автоматизмом, с помощью которого выражается реальное функционирование мысли, диктовкой мысли вне контроля разума, вне эстетического или морального контроля.
На публике Сюрреалист Дали поддерживал образ харизматичной и эпатажной личности. С 1940 года художник отпустил усы, которые впоследствии стали его визитной карточкой, он носил их изогнутыми вверх, из-за чего походил на автопортреты Веласкеса. Эти тонкие, заостренные усы сделали Дали звездой журнальных обложек.
Он не переставал удивлять мир своими провокационными манерами и экстравагантным поведением, передавая их и на холсте. Чего только стоят иронический образ Ленина и композиция о Гитлере, навевающая чувство плохого предзнаменования. Автор показал исторические фигуры в виде простых, нейтральных, двухмерных изображений, тем самым выразив свое полное безразличие к общепринятой морали.
Последний большой проект живописца - строительство в Фигерасе монументального "памятника" самому себе.
Дали писал: "я хочу, чтобы мой музей был...огромны сюрреалистическим предметом...приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон"
Музей построен на руинах городского театра, разрушенного в ходе гражданской войны.
Именно здесь в 14 лет Дали впервые представил публике свои произведения. В архитектурных и оформительских решениях этого проекта, воплотились самые экстравагантные идеи художника.
Начиная с 1970 года Дали целое десятилетие работал над созданием музея, пока не начал страдать от болезни Паркинсона.
Великий мастер Сюрреализма умер 23 января 1989 года. Его похоронили в склепе под музеем в Фигерасе, как он и завещал