Режиссер оригинального "Экипажа" Александр Митта известен приверженностью принципам "голливудского профессионализма". Следование правилам - бОльшая гарантия успеха, чем надежда на "озарение". Вот и "Экипаж" он делал по лекалам популярного в Голливуде жанра "фильма катастроф". Режиссер римейка Николай Лебедев - тоже адепт профессионального подхода, следования четким алгоритмам, которые позволяют гарантированно манипулировать зрительскими эмоциями.
Современный "Экипаж" технически совершеннее, спецэффекты сделали колоссальный шаг вперед за почти 40 лет, а компьютерная графика в 79-м не снилась и Спилбергу. И все-таки я предпочитаю советскую версию. На мой взгляд, хоть Митта и действовал по голливудским формулам, он делал это талантливо и с душой - и картина получилась человечной и "объемной". А у "крепкого профессионала" Лебедева вышел эффектный, но абсолютно бездушный блокбастер, в котором невооруженным взглядом в каждом кадре виден расчет "по учебникам".
К примеру, Митта, как и положено в фильме-катастрофе, неторопливо и обстоятельно знакомит нас с героями фильма, чтобы нам было за кого переживать, когда настанет час смертельной опасности. Но у Митты первая серия получилась не просто дежурной "экспозицией" перед непосредственным действием. Герои - живые, и за их жизненными обстоятельствами действительно интересно наблюдать. Им сопереживаешь.
У Лебедева в 2016-м первая часть - наоборот, набор ходульных штампов с очевидной функциональной нагрузкой. Если у отца проблемы с сыном, то затем, чтобы катастрофа их сблизила. Если красотка-стюардесса игнорирует неказистого стюарда, то, конечно, он себя геройски проявит в момент опасности, и девушка - сюрприз! - изменит отношение. Молодой пилот задорен и храбр (привет Тому Крузу и Top Gun), зрелый летчик - рассудителен, отец-авиаконструктор - мудр и сдержан в чувствах, советская школа. Прямо чувствуешь, как сценарист рисовал (вернее, калькулировал) голые схемы - где зритель улыбнется, а где испугается.
То же касается и актерского состава. Жженов, Васильев, Филатов были актерами известными и уважаемыми, но не супер-звездами или секс-символами. Можно было, например, выбрать Боярского или Караченцова (которые и спеть могли) или молодого красавчика Абдулова. Но Митта не ошибся в выборе. Не красавцы, но настоящие мужики, с которыми "пошел бы в разведку" - герои, которым в кадре веришь каждую секунду.
У Лебедева в кастинге снова виден голый расчет. Машков и Козловский - актеры хорошие, но сразу понятно, что выбрали топового актера из поколения 50+ и одну из самых кассовых молодых звезд "в районе 30". Если в Жженове или Васильеве видишь обычных мужиков, делающих свою мужскую работу, то в "Экипаже"-2016 смотришь на "звезд", за кругленькую сумму изображающих "персонажей", скалькулированных с расчетом на коммерческий потенциал.
Особенно показательна разница в финалах. В "Экипаже" Митты опытный летчик отстранен от полетов и едва не умирает от инфаркта - натруженное сердце сдало после невероятного стресса. Изначально предполагалось, что фильм закончится смертью героя Жженова, но такая концовка показалась слишком мрачной - целый час мотать зрительские нервы и в итоге умертвить любимого персонажа! Тот случай, когда, на мой взгляд, поправки редакторов пошли фильму на пользу.
И сравните с благостным "голливудским" финалом лебедевского "Экипажа". Опытный летчик находит понимание с сыном, молодой - женится на красавице-пилоте, стюард завоевывает сердце хорошенькой стюардессы. Бездушна и абсолютно формальна последняя сцена с "ненавязчивой" рекламой "Аэрофлота". Особенно неприятна попытка неуклюже "юморить", сделав героев "стажерами" солидной компании.
"Экипаж"-79 смотрел 10-летним мальчишкой с родителями в премьерные дни. Помню, как сидел, вцепившись в подлокотники кресла, - такое было напряжение и волнение за полюбившихся героев. На "Экипаж"-2016 пошли в 4-D зал. Звук "долби", трясущиеся кресла, брызги воды в лицо, а я жевал попкорн, оценивая спецэффекты и качество компьютерной графики. В этом разница.