Найти тему
Сеятель

Признание в любви Хлестакова и Марии Антоновны в постановке "Спасти Хлестакова"

Все знают классическую комедию Гоголя "Ревизор". Герои там сплошь отрицательные и никакой возвышенной любви между приезжим прощелыгой Хлестаковым и дочкой градоначальника не было. Скорее соблазнение столичным гастролером провинциальной барышни. Вот текст Гоголя этой сцены:

Явление XII

Хлестаков. А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

Марья Антоновна. Вы всё эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтобы вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.

Хлестаков. Для вас, сударыня, все что хотите. Требуйте, какие стихи вам?

Марья Антоновна. Какие-нибудь эдакие — хорошие, новые.

Хлестаков. Да что стихи! я много их знаю.

Марья Антоновна. Ну, скажите же, какие же вы мне напишете?

Хлестаков. Да к чему же говорить? я и без того их знаю.

Марья Антоновна. Я очень люблю их...

Хлестаков. Да у меня много их всяких. Ну, пожалуй, я вам хоть это: «О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь, человек!..» Ну и другие... теперь не могу припомнить; впрочем, это все ничего. Я вам лучше вместо этого представлю мою любовь, которая от вашего взгляда... (Придвигая стул.)

Марья Антоновна. Любовь! Я не понимаю любовь... я никогда и не знала, что за любовь... (Отдвигает стул.)

Хлестаков (придвигая стул). Отчего ж вы отдвигаете свой стул? Нам лучше будет сидеть близко друг к другу.

Совсем по-другом представили этот момент в постановке Марии Федосовой в Театре содружества актеров на Таганке.

Сохранив в основном гоголевский сюжет и текст, режиссер добавила в него немного постмодернистких вставок, то есть отсылов к другим текстам и явлениям культуры. В ее руках Хлестаков и Мария Антоновна заговорили стихами известных русских поэтов.

Хлестаков
Хлестаков
Мария Антоновна
Мария Антоновна

Хлестаков. «О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь, человек!..» (Ломоносов)

Марья Антоновна. Новые.

Хлестаков.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

(Пушкин)

Марья Антоновна. Любовь! Я не понимаю любовь. Я никогда не знала, что за любовь

Хлестаков. Любовь

Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Всё разлетелось к чёрту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Чёрт! всё не по-людски!

(Бродский)

Марья Антоновна.

Это просто, это ясно,
Это всякому понятно,
Ты меня совсем не любишь,
Не полюбишь никогда.
Для чего же так тянуться
Мне к чужому человеку,
Для чего же каждый вечер
Мне молиться за тебя?

(Ахматова)

Хлестаков.

А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней

(Ахматова)

Марья Антоновна.

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

(Гумилев)

Хлестаков.

«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»

(Маяковский)

Марья Антоновна. А?

- У кого ты заказывал, Попочка, фрак?
- Ду-рак!
- А кто красил тебе колпак?
- Ду-ррак!
- Фу, какой ты чудак!
- Ду-рррак!
Скучно Попочке в клетке, круглой беседке.
Высунул толстенький черный язык,
Словно клык...
Щелкнул,
Зацепился когтями за прутья,
Изорвал бумажку в лоскутья
И повис - вниз головой.
Вон он какой!

(Саша Черный)

Хлестаков.

мир как цирковая арена не исчезал, но меня исторг.
я узнал, что правят лишь торг и мена, что правят мена, вина и торг.
я старательно покупаю всё, о чем даже боялся грезить,
ощущая злорадство, но не восторг
.

(Вера Полозкова)

Марья Антоновна.

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Кто ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

(Пушкин)

Хлестаков.

И вкусы и запросы мои - странны,-
Я экзотичен, мягко говоря:
Могу одновременно грызть стаканы -
И Шиллера читать без словаря.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,-
Но часто вырывается на волю
Второе Я в обличье подлеца.
Я больше не намерен бить витрины
И лица граждан - так и запиши!
Я воссоединю две половины
Моей больной раздвоенной души!
Искореню, похороню, зарою,-
Очищусь, ничего не скрою я!
Мне чуждо это ё мое второе,-
Нет, это не мое второе Я.

(Высоцкий)

Вот такое лирическое признание в любви придумали авторы спектакля на материалах поэтов 19-21 веков.

Вживую эта сцена конечно же воспринимается эффектней.

Всем советую сходить в Театр содружества актеров Таганки на спектакль "Спасти Хлестакова" и насладиться и классическим текстом и современными находками режиссуры. При этом билеты совсем не дорогие. За 1200 руб можно купить в первый- второй ряд и лицезреть действо на расстоянии вытянутой руки.

Ссылка на спектакль на сайте театра:

"Спасти Хлестакова"