Один из самых главных аргументов правительств и городских администраций против граффити – это теория разбитых окон. Ее часто поворачивают так, будто граффити стимулирует людей совершать другие, более крупные акты вандализма, а затем и к масштабному нарушению общественного порядка. Однако, после того как граффити захватывают целые районы, люди начинают жаловаться на то, что цена квартир, напротив, взлетает до небес из-за популярности таких мест у современного поколения.
Граффити в Нью-Йорке
Кажется, что сейчас каждая уважающая себя столица первого мира старается завести район, который будет пользоваться большой популярностью у молодых людей, поклонников стрит-арта и исследователей искусства. В Нью-Йорке довольно много мест с граффити и одно такое место располагается в Восточном Гарлеме – северо-восточной части центра города.
Восточный Гарлем, также называемый «Эль-Баррио», известен своим уличным искусством. Чтобы почувствовать культуру, достаточно продолжительной прогулки, но, если вам хочется более глубокого погружения – к вашим услугам El Museo del Barrio. В собственности музея находится более шести с половиной тысяч художественных произведений, которые в совокупности иллюстрируют чуть менее тысячи лет развития искусства северной Америки: то есть, начиная еще до прибытия Колумба. Они включают в себя работы традиционными материалами, рисунки, картины, скульптуры, инсталляции, а также фотографии, документальные фильмы и видеоряды. Музей регулярно организует выставки, посвященные более узким темам внутри североамериканского искусства, а также выставляет часть своей коллекции в интернет на всеобщее обозрение.
Несмотря на то, что музей постоянно пополняет свою коллекцию, изменения, которые приобретают улицы Эль-Баррио за это время, гораздо более ощутимы. Некоторые вертикальные поверхности района украшены граффити от известных художников, таких как Кит Харинг (умер в 1990 году), другие могут полностью изменить свой облик за ночь.
Граффити стена славы на пересечении E 106th & Парк-авеню постоянно меняется в течении более чем трех десятилетий благодаря усилиям местных и приезжих художников. Парк не всегда открыт, поэтому взглянуть на рисунки вблизи может не получиться, но хорошие снимки можно всегда сделать сквозь забор. Самое интересное – это приходить к стене регулярно, чтобы наяву увидеть, как меняется искусство и создаются его новые формы.
Невзирая на популярность стрит-арта городские власти и владельцы зданий нередко закрашивают произведения искусства белой краской, однако это вряд ли произойдет с Нью-Йоркской стеной славы: она стала настоящим магнитом для туристов.
Граффити в Риме
Остийская дорога, построенная в IV веке нашей эры и растянувшаяся на тридцать километров, когда-то была одним из важнейших транспортных путей Древнего Рима, называемого величайшим царством Античности. Культура римлян до сих пор вызывает трепет и восхищение в сердцах историков и любителей. Однако сейчас территории старого искусства захватило искусство современное.
Пройдите от Пирамиде (эта станция находится на линии В римского метро) всего полкилометра по Остийской дороге (Via Ostiense) до моста, который невозможно пропустить. Под мостом находится целая галерея произведений стрит-арта. Граффити многих художников полностью покрыли доступные поверхности, переплетаясь и создавая причудливые, совершенно сюрреалистические комбинации. Обратите внимание на колонны, уделите внимание каждому образу. А затем поверните за угол и откройте для себя мир, где стены свободно используют как полотна. Граффити захватили целые улицы вокруг.
На одной стене – обнаженный гигант-герой из мифов со скульптурной мускулатурой, на другой – мадонна Сопротивления, «La madonna della resistenza». Неподалеку маскарадные маски и лица неведомых чудовищ соседствуют со шлемом космонавта. Рядом – фреска английского поэта Перси Шелли, которого с первого взгляда можно принять за Александра Пушкина.
Если вы будете выбирать время для посещения – учтите, что это место выглядит совершенно магически в свете закатного солнца.
Уличное искусство в районе Остийской дороги является примечательным не только из-за своей художественной ценности, но и из-за вложенного в самопроизвольно возникшую галерею социального смысла. Увиденное заставляет задуматься, могут ли другие города использовать граффити, чтобы создать что-то прекрасное вместо того, чтобы безуспешно с ним бороться. Без современного искусства это пространство могло бы стать очередным заброшенным кусочком истории, местом, которое бы местные избегали, а туристы не считали бы достаточно интересным, чтобы уделить ему внимание.
Закончив с искусством, возможно, вы захотите ознакомиться и с другими достопримечательностями, которые может предложить Остиенсе. Сейчас он – один из самых наполненных жизнью районов Рима. Квартал Гарбателле известен своей ночной жизнью: клубами и барами, а рядом с вокзалом Остиенсе вы можете найти «Eataly» (игра слов: «Italy» – Италия, «eat» – есть, принимать пищу) – колоссальный гастрономический комплекс в современном архитектурном стиле. В «Eataly» можно не только приобрести самые качественные продукты для приготовления, но и отужинать в самых лучших ресторанах.