Режиссер Никита Михалков 1978г.
Сценарий - Н. Михалкова А. Адабашьяна по одноименной пьесе А. Володина
В главных ролях – Станислав Любшин и Людмила Гурченко.
Замечательно теплый и даже камерный фильм о сложных отношениях людей после 20 лет разлуки. Герои напомнили мне двух интеллигентных ежей, доказывающих друг другу, что у каждого в жизни все в порядке.
Тамаре гордость не позволяет простить того, кто появляется в ее жизни после 20 лет молчания. Она упорно твердит о том, что у нее все в порядке, ее жизнь хороша и насыщена. Причем, Тамара говорит правду. Если бы она захотела, могла устроить свою личную жизнь. Но, она такая, какая есть, ей хватает той большой любви, которая была до войны и той жизни, которой она живет.
Саша сразу обманывает, выдавая себя за главного инженера крупного комбината, пытаясь показать, что достиг в жизни того, что ждала Тамара. Он делает это именно для нее, самого Сашу устраивает его жизнь. Он мог бы стать главным или не главным инженером, не суть. Важно то, что человек верен своим принципам.
Саша прекрасно видит, что в жизни Томы все совсем не так замечательно, как она говорит. Праздник на пять вечеров – его подарок Тамаре.
Оба не учитывают того, что чувства живы. Иначе герой Любшина не пришел бы к Томе, сразу, как только увидел дом, в котором жил. А она уже на второй вечер не сказала бы: «Какой был бы ужас, если бы я за кого-то вышла замуж».
И все равно они оба держат дистанцию. Настолько интеллигентно и красиво, что заставляют любоваться тем, как можно, не говоря ни слова о любви, показать, что она есть.
Гурчено и Любшин ведут свои партии, как солисты в оркестре, идеально чисто и красиво. Для меня это лучшие роли этих актеров.
Людмила Гурченко, непривычно бесцветная, без присущего ей фарса – такой я ее видела только в «Двадцать дней без войны» у А.Германа. Почему Любшину больше не выпало таких ролей – для меня загадка.
Его герой - бесспорно величина по внутренней силе и порядочности человека. Пьеса написана о еще не размытых положительных героях в 1950 году. Послевоенное время, когда войны уже нет, но она еще жива в памяти и раны болят у всей страны.
Кем бы ни стал в жизни Саша, герой Любшина, он совершил поступок, на который не осмелился никто из его сокурсников. Не стал директором комбината, но остался человеком, не жалеющим о том, что промолчал. В отличие, как раз от директора, которого сыграл Адабашьян. И успешный однокурсник понимает превосходство Саши.
А Тамара восхищается Сашей, она не смогла бы любить и ждать другого человека.
По-моему, блестящие роли, фильм, пьеса. Столько лет все это актуально, хотя, казалось бы просто. Нет немыслимо сложных и столь же пустых диалогов. Есть мастерство режиссера и актеров многое показать взглядом.
Всегда обращаю внимание на игру молодых актеров – Лариса Кузнецова – очень ярко сыграла, ее Катя настолько живая, что выглядит не на фоне главных героев, а практически наравне с ними. Замечательные фрагменты на телеграфе и в ресторане – Кузнецова играет на уровне хорошей характерной актрисы комедийного плана.
Не знаю, писал ли кто-то уже о песне, которую искал Саша. Помню, что я сама все думала, что за песня такая во времена, когда не было интернета. Разумеется, сегодня все доступно – это казачья песня «Не для меня придет весна».
Почему Саша не уехал. Он ничего не обещал, отсюда и дистанция между героями. Тома не знает, будет ли продолжение на этот раз. Она могла бы жить и этими пятью вечерами, вспоминая их, как самое хорошее, что было в жизни. Но, сначала, переболев и очень сильно. Мне думается, Саша почувствовал ее будущую новую боль. Она здорово перевешивает все, что заставило его уйти.
Поэтому фильм получил такой романтичный, красивый финал. Честно говоря, не люблю «хэппи-энды», но в этом фильме появление Саши совсем не напоминает финалы, когда герои традиционно бегут навстречу друг другу. Саша просто возвращается.
Это какой-то «общий» счастливый конец – у каждого в жизни бывает ожидание хэппи-энда.
ПРИГЛАШАЮ ОБСУЖДАТЬ, ГОЛОСОВАТЬ, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ