Найти тему
VolleyBox

Волейбол. О рейтингах, отборах и справедливости

Оглавление

При отборах на крупнейшие турниры ФИВБ: Олимпийские игры, Чемпионат мира, Кубок мира, широко используется региональный принцип отбора, в противовес принципу участия сильнейших команд.

То есть для каждого волейбольного региона (Европа, Азия, Северная и Южная Америки и Африка) распределяется равное количество квот на эти турниры.

При этом по количеству сильных команд и уровню конкуренции между ними эти регионы не сопоставимы с Европой.

Привилегированное положение

При существующей системе перед США и Бразилией (а также Канадой и Аргентиной), вообще не стоит проблема отборов на любые турниры. Тогда как европейские команды отбираются с большим трудом, тратя огромное количество сил и эмоций.

Давайте рассмотрим, как бы прошли отборы на ЧМ для США, Бразилии и России (если бы Россия не принимала ЧМ2022 и не имела путевки).

США и Бразилия (и Канада с Аргентиной) левой пяткой второго состава получают квоты на региональных отборах с нулевой конкуренцией.

Россия (или другая европейская команда) проводит крайне напряженный региональный отборочный турнир, с 2 путевками на 6-8 реальных претендентов. С большой вероятностью не отбирается и тратит время, силы и нервы (в и так крайне напряженном календаре сборных) на следующий этап отборов.

Еще хуже ситуация с квалификацией на ОИ, поскольку участников всего 12, а региональный принцип никто не отменял.

На КМ из 12 участников, 10 мест распределяются по региональным квотам, по 2 команды из каждого региона с наивысшим рейтингом ФИВБ.

Таким образом, США и Бразилия не просто получают гарантированное участие на любых турнирах, но и более слабый состав участников на этих турнирах, что, разумеется, также им выгодно.

Загруженный календарь? Не у привилегированных стран

Мы уже выяснили, что отборы для США и Бразилии – формальность. Но есть еще региональные турниры, на которые уходит много времени и сил.

Не у всех. О конкуренции и престижности можно говорить только применительно к ЧЕ, и в меньшей степени к чемпионату Азии.

Чемпионаты Южной и Северной Америки это ничего не значащие турниры из 8 участников, проходящие за 4-5 дней, без конкуренции, на которых США и Бразилия играют полурезервными составами.

По хорошему, объединить бы два американских «недочемпионата» в один, где будут хотя бы четыре приличные команды бороться за три призовых места. Ну и путевки региональные им при этом порезать с 4 до 3, освободив дополнительную квоту для Европы.

Разумеется, никто на это не пойдет. Особенно глава ФИВБ, бразилец Ари Граса.

У европейских команд календарь перегружен, они вынуждены использовать в ЛН и на КМ вторые составы. А Бразилия и США всегда играют международные турниры основными составами.

Рейтинг ФИВБ отражает силу команд?

Скорее рейтинг отражает их «встроенность» в систему.

Занимали бы места в топе рейтинга США и Бразилия, если бы проходили сложнейшие отборы и играли нормальный региональный турнир? Думаю, нет.

Сильнее ли Канада и Аргентина (6 и 7 место рейтинга) Франции и Сербии (9 и 10 место). Думаю, что нет. Просто одни гарантированно ездят на КМ и ОИ, а другие туда не попадают.

Справедливо ли в женском рейтинге нулевая Аргентина обгоняет Турцию, Польшу, Германию, Бельгию и большинство европейских команд, которые выиграют у нее 5 из 5 игр? Да нет конечно, но она будет и дальше спокойно ездить на все турниры.

Есть ли решение?

Есть, но эти решения нереализуемы. Нужно расширять число участников ОИ хотя бы до 16 команд, либо отменять региональный принцип отбора на ОИ. Но первое невозможно, поскольку это серьезное увеличение расходов, а второе нарушит принцип представительства всех континентов. То, что это нарушает принцип участия сильнейших, никого не волнует.

Также было бы неплохо объединить два американских волейбольных «недорегиона», в один с хоть какой-то конкуренцией и порезать им гарантированные путевки. Но как это сделать при гигантском американском спортивном лобби?