В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы:
«Почему в городе болеют растения?», «Как узнать, что человек любит свой город?», «Что бы ты сделал, если был бы Главой города?».
Экскурсия – это форма работы с воспитанниками, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная цель экскурсий – формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социаль- ными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством воспитателя.
Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города.
Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.
История города – это реальная биография страны, которую следует изучать разносторонне, то есть через изучение ярких эпох страны, деятельность основателей, направленные на воссоздание живой исторической картины. Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Особую значимость приобретает проблема формирования на ступени старшего дошкольного возраста активного интереса к архитектуре.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Дошколь- ник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу у него проявляются в чувстве восхищения своим городом. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий.
Знакомство дошкольников с родным городом – процесс длительный и сложный. Куцакова Л.В. отмечает, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают их спрашивать о непонятном. Дети называют страну, город, реже улицу, на которой живут, затрудняются называть предприятия и памятники, достопримечательности, не владеют элементарными знаниями об истории родного города.
Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.
Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятель- ности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презента- цию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: «Я и моя семья», «Сделаем город лучше», «Помоги растениям».
Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность.
Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.
В старшей группе можно посвятить занятия, беседы и встречи с родителями теме «Моя семья», цель которых формировать представление о себе, о своей родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств, своей семьи.
На занятии «О происхождении фамилии» у детей возникает огромный интерес к прошлому, каждый ребенок непременно хочет узнать о своей фамилии, к этой работе подключают родителей. Хорошо организовать конкурс «Моя родословная», как правило принимают участие больше половины родителей.
В беседах «Я не гость в своей семье», «Если заболела мама», «Подари мне радость» формируется представление о социальной роли каждого члена семьи. Из рисунков, которые дети нарисовали о своей семье, оформляется выставка. В группе можно оформить уголок «Моя семья», куда поместить семейные альбомы. Их рассматривание становится любимым занятием детей. В беседах с родителями нужно отметить важность того, чтобы в своем доме ребенок рос не гостем, где все для него, а хозяином. У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями. Ребенок принимает свой дом таким, какой он есть, и любит его. Это чувство родительского дома ложится в основу любви к родному краю. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требует от родителей усилий, но зато рождают в сердце ребенка любовь, потребность общения. Многие родители не понимают эту простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. Речь идет не о количестве, а о качестве этого времени. Бывает час совместной игры, общих впечатлений останется в памяти ребенка на всю жизнь, поэтому эффективной формой общения детей с родителями становятся праздники в детском саду. Возможно проведение совместных вечеров-досугов: «Гостиная для родителей», «Новоселье», традиционные праздники; развлечения-викторины: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай»; спортивные мероприятия: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты»; совместные походы на природу.
На занятиях по изобразительной деятельности: сведения об изобразительном искусстве родного края: об орнаментах и декорах; о творчестве художников в форме занятий, экскурсий в мастерские, встреч с художниками в детском саду); рассматривание картин, репродукций, просмотр слайдов, открыток; посещение Музея изобразительного искусства, Национального музея; знакомство с подлинными образцами орнаментального искусства.
На занятиях по ручному труду: элементы национального ковро- ткачества; плетение из лозы, бересты; вышивка; аппликация на ткани; аппликация из бумаги.
Музыкальная деятельность: музыкальный фольклор, песенное искусство, музыкальная культура: знакомство с творчеством компо- зиторов; праздники, развлечения, посиделки, народные гуляния; ознакомление с региональными музыкальными инструментами; использование в группе аудио - и видеозаписей, грампластинок, музыкальных инструментов, портретов композиторов.
Ознакомление с окружающим миром. Экскурсии: 2-ая младшая группа - по детскому саду, по территории детского сада; средняя группа - экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями микрорайона; старшая группа - пешие, автобусные экскурсии по городу, походы в кино, театр парк, сквер, музей, и т. д.; подготовительная группа - экскурсии за пределы горда: село, деревня, музей под открытым небом. Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Город мой родной», «Что на свете всех милее», «Родина малая и родина большая». Знаки, символы, флаг, герб, значки, марки, открытки, слайды. Ознакомление с прошлым родного края: организация этнографического уголка (комнаты); экскурсии; встречи с родителями: посиделки, организация сладкого вечера с дегустацией национальных блюд.
Театрализованная деятельность: игры-инсценировки; драматизация народных сказок, произведений писателей, поэтов; показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный, линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый); оформление уголков ряжения (предметы национального костюма) во всех возрастных группах; посещение театров; встречи с артистами театров, с работниками теле - и радиокомпаний, с артистами филармонии; организация в детском саду театральной студии.
Физическая культура: национальные подвижные игры; нацио- нальные спортивные праздники; развлечения.
Ознакомление с художественной литературой: фольклор: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки; мифы, легенды; выставки тематические, посвященные творчеству того или иного писателя, поэта; чтение книг, сказок; оформление книжных уголков; организация библиотечки; встречи с поэтами, писателями.