Найти тему
Painter от слова pain

Как Леонардо да Винчи Двигал Собор

Оглавление

На основе дневников Леонардо

Записи сделаны время в то время когда Леонардо начинает изучать возможность спайки параболических зеркал, он вспоминает о том, как 45 лет тому назад была произведена спайка громадной медной сферы с купальной башни церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Верроккьо получил этот заказ в 1468-м году. Сфера было установлена 27-го и 28 мая 1472-го года.
Леонардо уже был знаком с машинами Брунеллески, такими как система театральных декораций или летящая над водой повозка, сконструированная архитектором для перевозки мрамора во Флоренцию водным путём, но засевшие на песчаной мели в Арно около Эмполи.

Изображение DarkWorkX с сайта Pixabay
Изображение DarkWorkX с сайта Pixabay

Способ приподнять флорентийский Баптистерий

Собор представляет собой новую степень геометрического слияние городского и социально-политического пространство Флоренции, расположенный прямо напротив него Баптистерий считается образцом совершенства.
Брунеллески, изобразивший Баптистерий в перспективе на одном из своих планов, задумал создать его ренессансный эквивалент – круглую церковь Санта-Мария-делле-Грацие, которая осталась не законченной.
Вазари напоминает, что среди пропавших бесследно архитектурных моделей и рисунков молодого Леонардо имелся проект подъема Баптистерия на многоугольная основании с тем, чтобы открыть перспективу: «Предложил он на мудрое суждение граждан, управляющих тогда Флоренцией, способ поднять Баптистерий сан Джованни и водрузить его, не повредив, на платформу из нескольких уровней. Он был столь красноречив, что казалось это возможным, хотя каждый, вернувшись домой, осознавал, что замысел этот никуда не годится».
Харизматическая сила убеждения, по общему мнению, присущие Леонардо, сомнения не вызывает, но "доводы"его производили впечатление прежде всего благодаря визуальной мощи рисунка.


Уже в 1455-м году, в Болонье, Аристотель Фиораванти доказал, что подобные замыслы вполне можно осуществить.


1478-й год: план и совпадения.

Это важнейший год в жизни творчестве Леонардо. Он получает свой первый официальный заказ, следит за перипетиями заговора Пацци, когда был убит Джулиано Медичи, брат Лоренцо Великолепного, для которого он производит работы в саду Сан– Марко.
Именно в этом году он, вероятно, знакомиться с человеком, который станет его покровителем.
Людовико Сфорца Приезжает из Пизы – места своего изгнание – во Флоренцию
В 1478-м году Леонардо задумывает "две Мадонны", фрагменты которых расположены на одном листе рядом с рисунками военных и строительных машин, а также других механических систем, – и не забудем ещё два профиля, один из которых выполнен в классическом стиле, а другой связан с его эскизами для "Поклонения волхвов".
Наконец, в том же году в Пистойе возобновляется работа над запрестольный картиной Мадонна ди Пьяцца, а Верроккьо, одержав верх над проектом Пьетро дель Поллайоло, выигрывает конкурс на создание кенотафа епископа Фортегуерри.

10 января Леонардо получает заказ на запрестольный картину для часовни Сан-Бернардо во Флорентийском Дворца Синьории. Считалось, что как в этом, так и в других случаях Леонардо преуспел благодаря протекции своего отца сера Пьеро, нотариуса синьории, однако и сам Леонардо поддерживал тесные отношения с видными флорентийскими семьями. Он начинает свой труд, но вскоре охладевает к нему: после его отъезда в Милан заказ будет передан Доминику Гирландайо, пока наконец в 1485-м году Филиппино Липпи не закончит эту работу "по рисунку Леонардо".

Мы не располагаем достоверными сведениями о том, каким был его замысел запрестольной картины в Сан-Бернардо.
Известно, однако, что в это время он создает множество этюдов на тему "Рождества" и "Поклонения волхвов", изучает различные темы "Мадонны с младенцем" и окончательно отходит от традиций мастерской, нащупывая совершенно новый и присущий только ему метод, основанный на исследовании "истины".


"Кинематографический рисунок"

Идея "кинорисунка" в 360 градусов постоянно присутствует в исследованиях Леонардо, посвященные изображению в трех измерениях, Взгляд осматривает вещи со всех сторон, поднимается над ними и вновь приближается к ним, познает их изнанку, движется сквозь последовательно возникающие моментальные фотоснимки. Сохранились листы с юношескими рисунками: Леонардо с очевидным удовольствием и неистощимой энергией создает наброски с изображением рук, женских торсов или детских тел, запечатленных во всевозможных позах и под самыми разными углами. За ними последуют эскизы лошадей, а также этюды анатомические, архитектурные или механические: все они найдут отражение в серии жестов "Тайной вечери" или "Леды" - сначала коленопреклоненной, но постепенно поднимающейся на ноги и вставшей наконец рядом с лебедем.
Это многообразие ракурсов в скульптуре и рисунке подчеркнуто в "Трактате о живописи", где Леонардо проводит аналогию с искусством керамики, с "созданием вазы", с ее бесконечным вращением" на гончарном круге.

Кстати! На моем канале можно почитать еще про Леонардо да Винчи, Возрождение в Италии и еще одного художника этой эпохи - Иеронима Босха