В ответ на возвращение Российской Федерации в Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), украинская делегация решила бойкотировать работу осенней сессии этой организации (30 сентября – 4 октября 2019 года). Украинская сторона даже смогла получить частичную поддержку в бойкоте от своих партнеров: Грузии, Латвии, Литвы, Польши и Эстонии. Но самый интересный вопрос, что выигрывает от такого поведения Украина, и возможно ли добиться чего-либо позитивного для себя.
Сильные и слабые стороны ПАСЕ
ПАСЕ является совещательным органом Совета Европы - международной организации, которая преследует цели развития сотрудничества государств в сфере защиты "принципов свободы личности, политической свободы и верховенства права, лежащих в основе любой истинной демократии".
Нужно понимать, что это не ООН, которая призвана сохранять состояние мира и при этом может использовать коллективные вооруженные силы или миротворцев для прекращения войны. ПАСЕ - абсолютно иная по своей сути международная организация.
Уставом организации предусматривается, что деятельность государств в рамках работы в Совете Европы нацелена на достижение социального и экономического прогресса ее участников. Говоря другими словами, работа в Совете Европы должна помогать Украине внедрять лучшие демократические практики в политическую и общественную жизнь, и ни один другой участник этой организации не может наносить нашей стране вред: ни политический, ни экономический, ни гуманитарный.
Но, если смотреть глубже, для Украины не все так просто, особенно, после реализации агрессивной политики России относительно Киева. Предыдущие 5 лет украинская делегация в рамках ПАСЕ доказывала факты незаконного поведения России, и против Москвы были применены дипломатические и имиджевые санкции в рамках Совета Европы. Имели ли они ключевое значение, чтобы повлиять на политику России? Очевидно, что нет. Но Украина использовала ПАСЕ как площадку для продвижения и доказательства своей правды и фактов, что очень важно для страны с точки зрения усиления своего позиционирования на международной арене.
Кроме как политических и декларативных дивидендов Киев ничего не мог получить больше, ибо таким есть Устав данной организации. Резолюции ПАСЕ – рекомендации, которые помогали усиливать позиции Украины и продвигать собственную повестку дня, хотя и имеют ограниченную возможность.
Глобальный контекст
И вот 5 лет Украина боролась за наказание России на этой международной площадке, но Запад таки решил снять имиджевые санкции с РФ.
В Украине принято считать, что Запад просто так снял эти санкции, и как всегда в обществе заговорили о "зраде". Но в мировой политике не все так просто.
Особую роль в возвращении России в ПАСЕ сыграла Франция, и очень даже неспроста. Список интересов Парижа - неисчерпаемый, начиная от вопросов ядерного нераспространения, и заканчивая вопросами собственного политического лидерства в мире и самой Европе. В отличие от многих в Украине, Франция не считает, что идет на уступки Москвы. Президент Макрон во время своего выступления на осенней сессии ПАСЕ заявил: "Это решение (о возвращении России в ПАСЕ) — я в этом глубоко убежден — никак не ослабляет нашу общую решимость и никак не означает существования двойных стандартов в Совете Европы. Это решение никак не ослабляет нашу решимость покончить с замороженными конфликтами, с этими все еще болезненными шрамами от разрывов на нашем континенте — в Украине, Грузии, на Кавказе, в Приднестровье. Это не жест снисходительности, а решение, основанное на требовательности. Требовательности к России, которая должна полностью соблюдать свои обязательства и выполнять свои обязанности по отношению к Совету Европы".
То есть, все-таки на Западе немного иначе видят диалог с Россией. Сегодня мы проходим этап, когда европейцы стараются поменять акценты и получить результат, и такие результаты есть. Незаметно для многих в Украине, Президент Зеленский сам сменил позиционирование Украины относительно Москвы: Зе пошел путем диалога, причем абсолютно не скрывает своих прямых переговоров с президентом Путиным, в отличие от предыдущей власти. Тактика Зеленского, в этом смысле, очень похожа на тактику Макрона. Очевидно, что не зря лидеры Франции и Украины встречались и часто проводят телефонные разговоры. Есть ли результат? Конечно, есть.
Состоялся обмен пленными и идет подготовка ко встрече лидеров в рамках Нормандской четверки. Эти процессы последние 2-3 года были заблокированы. В дипломатии такое положение дел принято называть прогрессом.
В этой статье мы не анализируем "формулу Штайнмайера", а говорим о том, что появляется шанс достичь каких-то договоренностей по восстановлению мира на Донбассе, и стоит только отслеживать, как же поведет себя Зеленский и какие обязательства возьмет на себя Украина.
Бойкот ничего не даст
В отличие от Зеленского, который пытается прочувствовать новый тренд, привнесенный Парижем, парламентская делегация в ПАСЕ действует, мягко говоря, топорно, решив бойкотировать работу Ассамблеи.
Украина тем самым лишила себя же возможности поднимать свои вопросы на международной площадке и защищать свой суверенитет. Бойкот ничего не дал, а в зале было слышно только голос России и их видение по ситуации в Украине. Это большая ошибка.
ООН, ОБСЕ тоже не всегда эффективны. Так что теперь? Пусть Украина бойкотирует и эти организации, и создаст условия, чтобы в мире был слышен только голос Москвы? На всех международных площадках, абсолютно без исключения, должны быть услышаны украинские аргументы относительно незаконной аннексии Крыма и войны на Донбассе, иначе могут поверить нашим противникам.
С другой стороны, если посмотреть на ситуацию в контексте последних событий, связанных с формулой Штайнмайера и раскачкой "зрады" в обществе, то бойкот украинской делегацией работы в ПАСЕ преследует две цели:
Во-первых, это громоотвод от Зеленского, чтобы его особое позиционирование к России не восприняли как сдачу интересов, т.е. в медиа и в обществе должна оставаться риторика не дипломатическая, а простая, враждебная относительно России, ибо в украинских СМИ уже полностью слышен голос того, что Макрон - чуть ли не предатель Украины. При этом как-то забывается, что Макрон – президент Франции, и действует исключительно в ее интересах;
Во-вторых, наш бойкот - не более, чем маневр, чтобы выразить свой протест. Очевидно, что от этого бойкота потеряем больше мы, нежели кто-то другой, и тем более не Россия. Представьте, насколько комфортной станет работа российских делегатов в ПАСЕ без активной позиции членов украинской делегации.
Как быть дальше?
Нужно учитывать глобальный тренд, описанный выше: европейцы стараются иначе строить диалог с Россией, и при этом стремятся добиться выполнения Москвой взятых на себя обязательств в рамках Минских соглашений. Президент Зеленский усвоил эту тенденцию, но украинский парламент где-то преднамеренно, где-то эмоционально, но еще не пришел к этому.
Пока от отсутствия делегации Украины в ПАСЕ выиграла только Россия и, соответственно, никаких специальных резолюций по Донбассу или же по Крыму принято не было.