Найти тему
ХИМИЯ вокруг!

Вандализм или искусство? МУРАЛЫ и ГРАФФИТИ - Яркие примеры!

Оглавление

Разрисованные сверху донизу стены домов можно увидеть во многих современных городах. И хотя речь далеко не всегда идет о легальных работах, они быстро становятся достопримечательностями. Уличные художники рассказали «Нефтехимии РФ», что нужно для создания действительно яркой картины.

Миша Most один из самых известных в России стрит-арт-художников
Миша Most один из самых известных в России стрит-арт-художников

Чтобы стать мастером стрит-арта, вовсе не нужно академическое образование. В профессиональной среде художников даже не называют по имени – у всех есть псевдонимы, под которыми они работают. Некоторые участвуют в престижных биеннале, но могут являться и сторонниками нелегальных граффити. При этом никто не откажется от «официального» проекта, конечно, если задумка интересная.

Миша Most начал рисовать еще в 1990-х, на заре уличного искусства в России. Сегодня он один из самых известных в стране стрит-арт-художников, который создал самый большой в мире мурал авторства одного художника (то есть монументальную живопись на уличной стене).
Роспись площадью 10 тыс. кв. м покрывает фасад комплекса «Стан-500» Выксунского металлургического завода – вытянутый прямоугольник 25 на 400 м. На работу под названием «Эволюция-2» ушло 45 дней и 5 тыс. литров краски.

«Эволюция-2»: роспись площадью 10 тыс. кв. м на фасаде комплекса «Стан-500» Выксунского металлургического завода.
«Эволюция-2»: роспись площадью 10 тыс. кв. м на фасаде комплекса «Стан-500» Выксунского металлургического завода.

«Я понимал, что предстоит сделать мурал такого масштаба, которого никогда не было. Это уникальный опыт», – говорит Миша Most. Проект курировало творческое объединение «АРТМОССФЕРА», создатели одноименной Биеннале искусства уличной волны, не имеющей аналогов в России. Для «Эволюции-2» использовали водно-дисперсионную акриловую эмаль.

На подступе к стене

Масштабную работу, в отличие от граффити (так обычно называют надписи) или куска (просто большого рисунка), невозможно нанести незаметно. Да и мало кто из художников хочет, чтобы вскоре плоды их труда были закрашены. Поэтому прежде, чем приступить к делу, нужны переговоры с собственником объекта. Зачастую такие «полотна» появляются в рамках мероприятий, проходящих при поддержке властей или негосударственных организаций. Например, минувшим летом в Нижневартовске, Тобольске и Губкинском прошли организованные в рамках благотворительной программы СИБУРа «Формула хороших дел» фестивали «Арт-Квартал» и «Формула искусства».

В СССР первые граффити появились в Риге в 1980-х. Там работало предприятие «Балт­ХимПром», выпускающее автоэмали. Но использование этих аэрозолей требовало сноровки. Крас­ка текла, для смешивания пигмента и растворителя использовались не железные, а стеклянные шарики. Одно неловкое движение – и они превращались в осколки.

«Без согласования, – говорит художник Иван Ninety, – можно попробовать сделать мурал разве что на заброшенном объекте». Риск быть закрашенным меньше, зато есть вероятность сноса. Вне зависимости от размера произведения Ninety чаще всего коллажи. Работа интересная, но кропотливая. Терять ее, конечно, жаль. Хотя в разное время «холстом» для художника были и рисковые объекты – старые железные будки в родном Протвине, например.

Паша 183, «Стены не спят»  Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 84
Паша 183, «Стены не спят» Санкт-Петербург, шоссе Революции, д. 84

В любом случае за выбором площадки следует самый важный этап – создание эскиза. «Здесь закладывается вся будущая картина: идея, компоновка, колористика. По сути, на стене уже повторяется пройденный путь», – говорит художник Рустам QBic из Казани. Его работы часто совмещают различные мотивы – от сказок до сюрреализма. Без подготовки выполнить такую роспись невозможно.

Юрий Руденко и «Раскрасим все», «Космическая дева» Тобольск, 10-й микрорайон, д. 1
Юрий Руденко и «Раскрасим все», «Космическая дева» Тобольск, 10-й микрорайон, д. 1

Но автор эскиза не всегда уличный художник. На фестивале «Формула искусства», например, идеи для муралов выбирались на конкурсе рисунков жителей Тобольска и Губкинского. Так они смогли напрямую поучаствовать в преображении своих городов.

-5

Коса на камень

Непосредственный «контакт» со стеной начинается с грязной работы. «В идеале поверхность отмывается водой под высоким давлением, потом грунтуется», – рассказывает художник Алексей Luka, рисующий на стенах уже больше 15 лет. Он окончил Московский архитектурный институт, что сказалось на стилистике работ, сочетающих в себе геометрические фигуры.

Тяга к четким линиям часто встречается в среде уличных художников. Например, у другого стрит-арт-мастера, Алексея Kio, они соединяются в абстрактные кристаллы. Художник работает «на улице» уже 20 лет. «Одно из основных требований – качественное нанесение штукатурки», – говорит он.

Taknado, «Сгущенка и Сampbell’s» Екатеринбург, ул. Шварца, д. 2/2
Taknado, «Сгущенка и Сampbell’s» Екатеринбург, ул. Шварца, д. 2/2

Технический специа­лист и техдиректор по сопровождению художественно-оформительских проектов Никита Адров уточняет, что многое зависит не только от изначального «комфорта» поверхности, но и от погодных условий. «Есть здания, где при строительстве делали хорошее покрытие, а бывают, например, советские дома, на плитах которых материалы плохо держатся. Совсем тяжело работать с камнем», – поясняет он.

В зонах с большими перепадами температур применяются специальные материалы, в составе которых присутствуют синтетические смолы. Есть и универсальные средства, например бетон-контакт. В его состав входят мелкодисперсный кварцевый песок и склеивающие полимерные вещества, благодаря чему он плотно схватывается с поверхностью.

Ночной просмотр

-7

Уже на подготовленную стену наносится разметка. «Способ, – уточняет Алексей Kio, – зависит от особенностей локации: например, есть ли возможность посмотреть на работу с разных ракурсов».

В последнее время при разметке все чаще используется проектор (такой же, на котором дома можно смотреть кино). Но тогда работать приходится в темное время суток. Кроме того, многие уличные художники считают подобный способ «лишенным души» и нечестным.

Тогда есть проверенный временем вариант – эскиз разбивается на квадраты, которые потом расчерчиваются на стене в требуемом размере, и картина масштабируется. Или же можно рисовать с точки, то есть на глаз. «В таком способе есть жизнь», – считает ярый противник проекторов, художник Евгений 0331c, который, кстати, имеет архитектурное образование. Рустам QBic поясняет, что при разметке на глаз ориентироваться можно по центру фасада и его краям. «Сначала наносятся большие формы (туловище, голова, линии рук и ног), а затем – детали», – говорит он.

Вова Nootk, «Граффити в стиле буржуа» Москва, Астраханский переулок, д. 8
Вова Nootk, «Граффити в стиле буржуа» Москва, Астраханский переулок, д. 8

Вызов для улиц

Работы на высоте в основном идут со стремянок, подъемников или лифтов. Иногда прибегают к физической силе ассистентов. Самый брутальный способ – альпинистская обвязка, но это скорее дань «старой школе» или вынужденная необходимость, когда мурал не согласован.

«Выбор краски зависит от личных предпочтений. Уличные художники в основном привыкли работать с баллончиками», – делится наблюдениями Никита Адров. В России продаются аэрозоли массы разных фирм. Составы могут зависеть не только от производителя, но и от цвета. Например, черный – это почти всегда битумно-каучуковая смесь.

Рустам QBic, Blossom Нижний Новгород, ул. Черняховского, д. 9а
Рустам QBic, Blossom Нижний Новгород, ул. Черняховского, д. 9а

У аэрозолей есть свои недостатки: художнику надо обязательно защищать лицо. Чаще всего используются не подручные варианты, а строительные респираторы – полумаски из гипоаллергенного эластомера с угольными фильтрами, например.

Впрочем, в последние годы у стрит-арт-художников набирают популярность и обычные фасадные крас­ки, в состав которых входят акрил, силикон, виниловые смолы, жидкое калиевое стекло и известь. «Многих вдохновил вызов испанского художника Aryz, – рассказывает Рустам QBic. – У него поврежден указательный палец, нажимать на баллончик не может, поэтому использует фасадную краску и длинный держатель для валика».

Роман Kreemos, «Алкыш» Альметьевск, ул. Белоглазова, д. 46
Роман Kreemos, «Алкыш» Альметьевск, ул. Белоглазова, д. 46

Кисть из огнетушителя

После разметки начинается самое тяжелое с физический точки зрения – заполнение сегментов пятнами цвета. «Это своего рода ментальная терапия, хотя я стою на ногах и рисую по 8–10 часов вдень. Следуя за заранее продуманным эскизом, получаю время на размышления, слушаю лекции или аудиокниги», – рассказывает Алексей Kio.

При наполнении стены цветом обычно совмещаются разные техники и инструменты. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Так, акриловой аэрозолью легче закрашивать текстурные поверхности и труднодоступные места. «Но, – сетует Иван Ninety, – у баллончиков ограниченная палитра».

Тимофей Радя, «Эй ты, люби меня» Владивосток, пр. 100 лет Владивостоку, д. 155
Тимофей Радя, «Эй ты, люби меня» Владивосток, пр. 100 лет Владивостоку, д. 155

Другой недостаток – скорость работ, хотя у аэрозолей и есть специальная деталь – кэп (пластиковая насадка, позволяющая менять толщину линий и напор краски). Но даже при использовании самых широких кэпов на рисование тратится очень много времени.

Поэтому, например, Миша Most в «Эволюции-2» аэрозольную краску использовал лишь на этапе разметки и в самом конце для прорисовки деталей. «При таком масштабе баллон можно сравнить с гелевой ручкой на листе А4», – объясняет он.

Оригинальный метод «ускорения» – заправка огнетушителя краской. Так, кстати, часто делали во времена, когда баллончики были роскошью. Еще один доступный вариант – ведро и валик. «Широким валиком быстрее «закатывать» большие площади, а с помощью колеровки легче получаются необходимые оттенки, то есть идет более тонкая работа», – говорит Иван Ninety. «У краски есть и другое важное достоинство – стоимость работы выходит в 3–4 раза меньше, чем при использовании баллончика», – замечает пресс-секретарь стрит-арт-музея Ксения Смоленская.

-12

Творческий интерес

На выбор самой краски может влиять множество факторов. В особых случаях (так было в проекте «Эволюция-2») часть металлического покрытия стены была отправлена производителю лакокрасочных материалов, чтобы он помог с выбором. В итоге «из ведра» на фасад легла водно-дисперсионная акриловая фасадная эмаль Бобровского экспериментального завода.

«А иногда, – говорит Никита Адров, – нужны специальные составы, которые не дают муралу выцветать на солнце или осыпаться на морозе». Например, акриловые краски более светостойкие, чем те, что выпускаются на основе бутадиенстирола. Но есть цвета, которые традиционно «проседают» у всех (плохо держатся желтый и оранжевый).

Чтобы закрепить рисунок на стене, используется лак, который может быть сделан как на основе акрила, так и алкидных смол. Но это увеличивает стоимость проекта, а потому не все художники наносят лак. Особенно если есть риск, что появление картины будет воспринято неблаго­­- с­клонно.

Георгий Gooze, «Начинаем погружение» Краснодар, ул. Горького, д. 56
Георгий Gooze, «Начинаем погружение» Краснодар, ул. Горького, д. 56

Мурал – это всегда «сложносогласуемая» история и, как ни странно, далеко не всегда творчество. «Например, в Москве, кроме рекламы, новые работы редко появляются, а старые часто закрашиваются. В других городах и регионах различные фестивали паб­лик-арта организуются. Но, к сожалению, пик популярности стрит-арта в России постепенно проходит», – говорит Алексей Luka. Впрочем, не зря говорят, что все новое – это давно забытое старое. Мурализм – искусство родом из начала ХХ века. Так что за пройденным пиком вполне может начаться новый подъем.

Альбина Мотор, сооснователь Института исследования стрит-арта
Альбина Мотор, сооснователь Института исследования стрит-арта

Понятие «мурал» пришло из Мексики, где в первой половине ХХ века такие художники, как Диего Ривера и Хосе Ороско, оформляли здания картинами из жизни простого народа и истории своей страны.

В США был паблик-арт. У нас художники русского авангарда, следуя за итальянскими футурис­тами, выступили с манифестом, смысл которого можно передать как «Долой музеи и галереи, вынесем палитры на улицы». Кроме того, вдохновленный написанным в XVII веке Томмазо Кампанеллой «Городом солнца», вождь революции Владимир Ленин предложил план «монументальной пропаганды». Но, наверное, с учетом климата в основном использовались не краски, а мозаика.

В 1990-х годах случился разрыв традиций: страна строилась заново, исчез госзаказ, за счет которого художники создавали большие работы. Параллельно с Запада пришло граффити. Затем авторы, которым надоело «бомбить», то есть делать надписи, перешли к оформлению стен масштабными работами.

Постепенно из субкультурного явления стрит-арт перешел в новое поле – легализовался. Мурализм – искусство, что называется, sightspecific, то есть оно уместно. Как правило, работа вписывается в городское пространство, взаимодействуя с архитектурой и окружающей средой.

Изменилась и визуальная составляющая: сюжеты, стили. Если раньше монументальное искусство создавали люди с академическим образованием, то в стрит-арте таких почти нет. Художники развиваются, но в ином русле. Плюс их работы, как правило, транслируют лишь позицию самого автора.

Андрей Сяйлев, мозаичное панно «Тетрис» Самара, ул. Галактионовская. д. 91
Андрей Сяйлев, мозаичное панно «Тетрис» Самара, ул. Галактионовская. д. 91

КОНЕЦ .... Но! У нас для Вас есть две другие интереснейшие статьи!

Читайте о САМОМ успешном проекте в робототехнике в РОССИИ - ПРОМОРОБОТ!

Красота ОПАСНА? Как производят косметику и почему так много азиатские продуктов?

ДРУЗЬЯ! Дайте обратную связь - заходят ли в вас наши статьи?! Возможно нам нужно создать особый материал, специально по вашим запросам - пишите нам! Любим вас!

Ваша команда ХИМИКОВ)