Нашествию галлов римляне обязаны этрускам. Галлы в то время жили далеко на севере и нападать на Рим не помышляли. Некий этруск по имени Аррунт был изгнан соотечественниками и затаил на них обиду. Он пришёл к галлам и угостил их вином, сказав при этом что в землях его соплеменников этого чудесного напитка много. Галлы до этого о вине не знали, пробавляясь простым пивом из перебродившего в воде ячменя. Преисполнившись энтузиазма, галльские племена вторглись в земли этрусков и осадили город Клузий, из которого был родом Аррунт. Горожане обратились за помощью к римлянам и те прислали троих послов из рода Фабиев. Римские послы отправились к галлам, чтобы уговорить их оставить этрусков в покое.
Древнегреческий историк Плутарх так передаёт ответную речь вождя галлов Бренна: «Клузийцы тем чинят нам несправедливость, что вспахать и засеять могут мало, иметь же хотят много и ни клочка земли не уступают нам, чужеземцам, хотя мы и многочисленны, и бедны. Не так ли точно и вам, римляне, чинили несправедливость прежде альбанцы, фиденаты, ардейцы, а в последнее время — жители Вей, Капены и многих городов фалисков и вольсков?! И если они не желают уделить вам части своего добра, вы идете на них походом, обращаете в рабство, грабите, разрушаете города и при всем том не делаете ничего ужасного или несправедливого, но следуете древнейшему из законов, который отдает сильному имущество слабого и которому подчиняются все, начиная с бога и кончая диким зверем. Да, ибо даже звери от природы таковы, что сильные стремятся владеть большим, нежели слабые. Бросьте-ка лучше жалеть осажденных клузийцев, чтобы не научить галлов мягкосердечию и состраданию к тем, кто терпит несправедливости от римлян!»
Фабии вернулись в Клузий, и один из них принял участие в вылазке горожан против осаждающего войска. Но его убили, а галлы узнали в нём одного из послов. Они, в свою очередь, отправили посольство в Рим с требованием выдать им Фабиев. Римляне же не только не выдали оставшихся двух послов, но и сделали их военными трибунами. Галлы оставили Клузий и отправились на Рим. Римляне собрали войско, и 18 июля 390 г. до н.э. произошла битва на реке Аллия, завершившаяся полной победой галлов. Оставшиеся в живых римские воины бежали — кто в Рим, кто в расположенный неподалёку этрусский город Вейи. У Рима тогда не было крепких высоких стен, поэтому римляне засели на Капитолийском холме, оставив свой город на разграбление врагу.
Галлы заняли город, но Капитолий захватить не смогли. Осада оказалась долгой, галлам пришлось сидеть в разрушенном и сожжённом городе семь месяцев. Они сделали попытку тайно проникнуть на Капитолий ночью, но священные гуси при храме Юноны подняли шум, и галльский отряд сбросили со скал. В лагере галлов свирепствовали болезни, всю округу они уже ограбили и припасы подходили к концу. Но и сидевшим в осаде римлянам также было очень несладко, их запасы еды также заканчивались. Изнурённые защитники Капитолия потребовали от военачальников или сдаться, или заплатить галлам сколько те запросят. Галлы согласились прекратить осаду за выкуп. Сенат Рима постановил заключить мир.
Военный трибун Квинт Сульпиций Лонг встретился с Бренном, договорившись о размере выкупа, после уплаты которого галлы уйдут из Рима. Бренн потребовал тысячу фунтов (римский фунт — 327,45 грамма) золота. Условия мира были подтверждены клятвой, но когда стали взвешивать золото, римляне заметили некоторую неточность в показаниях весов и обратили на это внимание галлов. Тогда Бренн отстегнул меч и вместе с поясом бросил его на весы, сказав при этом «Горе побеждённым!» Римлянам хоть и было обидно, но фразу они запомнили, перевели на латынь — «Vae victis» — и впоследствии она стала крылатой. Забрав золото, галлы ушли из Рима.
В Рим вернулся доблестный Марк Фурий Камилл, всё это время партизанивший в округе. Свой отряд он собрал из римлян, оказавшихся за пределами города, в том числе и тех дезертиров, которые бежали в Вейи. Поскольку кроме него за всё время осады с галлами никто не воевал, сенат заочно назначил Камилла диктатором. Оказавшись наконец в Риме, Камилл уговорил выживших заняться восстановлением города и при этом построить наконец приличные городские стены. А заодно реформировать армию. Обе эти меры оказались настолько удачными, что в следующий раз Рим враги смогли взять только спустя восемь веков. Уже через год после снятия осады галлов, Рим был восстановлен. Камилл получил почётное прозвище «Второй основатель Рима» и устроил себе заслуженный триумф.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев