Туника, конструкция и как выглядит.
Римская туника представляла собой два почти квадратных полотнища, сшитых по бокам и сверху с оставленными отверстиями для рук и головы (или одно прямоугольное полотнище, перегнутое пополам на левом боку), вот так
Это туника солдата или состоятельного горожанина. У последнего она могла быть подлиннее, при этом её "поддёргивали" вверх поясом так, чтобы подол поднялся до колен, а над поясом образовался напуск.
Обратите внимание, как выглядит "короткий якобы-рукав", когда человек поднимает руку! Вот здесь это тоже хорошо видно - и видно, что проём для руки ниже переходит в прямой шов.
Военные могли поддёргивать подпоясанную тунику выше колен.
В их среде это считалось молодечеством и "понтами", в то время как окружающие "шпаки" втихомолку считали это солдафонством и быдлячеством. Называлось это, кажется, "по-центурионски".
Такую широкую (и сшитую по плечам) тунику могли для какой-нибудь тяжёлой и грязной работы подобрать с рук и спины, завязав её в узел (с помощью тесёмки?) сзади сверху, "за шиворотом" - этот способ известен, в основном, по изображениям военных - вот солдаты работают, рельеф с колонны Траяна.
А на этой фреске видно, как повар (слева) разделывающий дичь, таким же способом пытается уберечь рукава (узел над шеей, вырезы для рук подобраны к самым подмышкам).
Слева - кул. Справа - отстой. Никаких тишоток! Никаких выкроенных или подшитых коротких рукавов! Единственное известное мне раннее изображение, которое может быть истолковано, как "туника-тишотка" - это грубая статуэтка из Галлии (из Neuvy-en-Sullias в Южной Франции, ныне в Musée Historique et Archeologique, Orleans), обычно датируемая широко - в пределах 1 в до н.э. - 1 в. н.э.
Однако здесь может быть всё, что угодно - и один из вариантов "варварской" галльской рубахи, и грубая работа местных скульпторов, и более поздняя датировка (об этом ниже).
(есть ещё египетская "тишотка" с Монс Клавдианус - но это, опять же, особый разговор).
Вот из Самнера -несколько военных туник имперского времени, археологические находки, с размерами.
Если оставить за скобками детскую (В) и подростковую (С), то ширина туник - от 1,07 до 1,55 метра. Между тем у меня, например, при росте 1,90 м расстояние от одного локтя до другого по прямой - около метра. Поэтому не лишена вероятности реконструкция с
вот с этого сайта
, согласно которой первоначальная ширина (военной) туники такова, что края вырезов для рук расположены примерно посредине между локтем и кистью. Затем, с помощью вышеописанного узла сзади за шеей, ширина туники уменьшалась до локтей, а сравнительно широкий (до 40 см) шейный вырез становился уже.
Здесь реконструирован процесс драпировки "типовой" солдатской туники (размер которой известен из папируса BGU 1564, середина 2 в н. э.) по образцам, представленным на армейских надгробиях 1 века н. э.
Итак, это была туника почтенных горожан (и военных). Публика помельче (рабы, вольноотпущенники без состояния, крестьяне, рабочие, пастухи, мелкие ремесленники, рыбаки и прочая голь) носили туники поуже и покороче (рабы-прислуга "в комнатах" из богатых домов были одеты "прилично" - в просторные туники - мальчик в центре.
Часто узкие и короткие "бедняцкие" туники на плечах не сшивались, а просто застёгивались или завязывались. В этом случае для работы одно плечо легко было оголить - получалась так наз. "экзомида"
Вот, например, ткач (или канатчик?) слева.
Нищий из Александрии
Интересно, что ещё во 2 веке до н. э. туники, не сшитые на плечах, в Риме считались соответствующими "нравам предков", а туники со сшитыми плечами, наоборот - новомодным и "немужественным" извращением (об этом ниже - см. про тунику с рукавами).
Чтобы было совсем уж ловчее, могли расстегнуть и второе плечо экзомиды и затянуть на нём концы вперехлёст - чтобы верхний край переднего полотнища свисал сзади, а заднего - спереди. Могли ещё и оставшийся напуск убрать за пояс. Вот как у этого "Левши"
В экзомиду можно было превратить и тунику, сшитую на плечах - если у неё был широкий вырез для головы. Для этого правую руку вбирали в рукав и высовывали через ворот.
Грубая ткань, виден шов на спущенном плече и завязка (или застёжка?) на другом.
Это плечо, кстати, и вовсе не сшито - лишь застёгнуто.
Если было совсем жарко, то "тунику с застёжками" расстёгивали на обоих плечах и собирали или скатывали на поясе, оголяя торс. Тунику, сшитую на плечах могли так же опустить на пояс, если у неё был широкий ворот. Рабочий-строитель - фигура справа на фреске, та что без головы.
Наконец, тунику могли собрать на поясе и сверху, и снизу - например, когда секли провинившегося.
Ставьте лайк и подписывайся на канал 9-го легиона, славьте Рим и любите историю.
Ave Roma!