Найти в Дзене
Военная Техника

Ошибки разработки танков времен Второй мировой войны в США

Оглавление

Танк "Шерман" 13 / 18 Королевских гусар в действии против немецких войск, использующих разбитые планеры Horsa в качестве прикрытия вблизи Ранвилля, 10 июня 1944 года.
Танк "Шерман" 13 / 18 Королевских гусар в действии против немецких войск, использующих разбитые планеры Horsa в качестве прикрытия вблизи Ранвилля, 10 июня 1944 года.

По мере приближения Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки не были хорошо оснащены для ведения боевых действий с применением бронетехники. Когда правительство начало подготовку к массовому производству танков, оно сделало это, основываясь на ошибочном мышлении, которое препятствовало военным усилиям.

Орудие и эксплуатация

В конце 1930-х годов роль танков в военных действиях не была должным образом понята большинством военных мыслителей. Еще не было войны между двумя полностью индустриализованными нациями, поставляющими большое количество танков, и поэтому опыт ведения танковой войны был ограничен.

В Соединенных Штатах военные мыслители ожидали, что танки будут действовать в качестве эксплуатационного оружия. Это означало, что, когда в рядах противника образуется брешь, танки прорвутся через нее, превратив возможность в преимущество. Это не была бы роль танков, чтобы взять на себя и уничтожить другие танки. Вместо этого это будет сделано с помощью истребителей танков, специализированного класса самоходных орудий.

Средний танк М2А1 (последняя серия производства).
Средний танк М2А1 (последняя серия производства).

Имея в виду эту доктрину, основное внимание было уделено относительно легким танкам. Скорость и маневренность были более важны, чем тяжелое оружие и броня.

В 1939 году, когда в Европе и Тихоокеанском регионе усилилась напряженность, артиллерийский департамент начал планировать, что Америка начнет массовое производство танков.

Легкий танк, М24 Чаффи где-то в Германии 1945 г.
Легкий танк, М24 Чаффи где-то в Германии 1945 г.

Привлечение автопроизводителей

Производство танков требовало навыков работы в больших агрегатах машин и тяжелого литья. В поисках этого правительство обратилось к производителям учебных материалов. В их число входили американская локомотивная компания, Болдуина и локомотивная компания Лимы.

Открытка с фотографией американской локомотивной компании в Скенектади, Нью-Йорк, 1906 год.
Открытка с фотографией американской локомотивной компании в Скенектади, Нью-Йорк, 1906 год.

Железнодорожные компании вышли на хороший старт, выполнив свои производственные задачи. Но они не привыкли производить машины в огромных количествах. К июню 1940 года правительство хотело больше, чем они могли сделать.

Президент компании "Дженерал Моторс" Уильям С. Кнудсен обратился к правительству. Он отметил, что автопроизводители имеют больше опыта в массовом производстве и поэтому могут делать то, что хочет армия.

Детройтский Арсенал

Детройтский танковый завод армии США. Этот завод стал известен как арсенал демократии и с тех пор играет ключевую роль в армейском машиностроении. Сцена изображает производство танков M4A4 Sherman некоторое время в течение 1942 года.
Детройтский танковый завод армии США. Этот завод стал известен как арсенал демократии и с тех пор играет ключевую роль в армейском машиностроении. Сцена изображает производство танков M4A4 Sherman некоторое время в течение 1942 года.

Национальная программа вооружения, введенная в июне 1940 года, предусматривала производство 1741 среднего танка в течение 18 месяцев после недавно завершенного проекта M2A1. Для достижения этой амбициозной цели необходим новый подход.

Кнудсен обратился к К. Т. Келлеру, президенту конкурирующей корпорации Chrysler, с просьбой о создании танкового завода. Chrysler просмотрел схемы для M2A1 и запланировал новый арсенал, который будет построен в Детройте в рамках контракта на сумму 21 миллион долларов. Компания Chrysler приступила к работам на объекте в сентябре 1940 года. Семь месяцев спустя первые танки сошли с конвейера.

Легкий танк, М2А1
Легкий танк, М2А1

Тяжелое вооружение и М3

Танки, которые впервые появились на Детройтском Арсенале, не были M2A1, для которых этот объект был впервые спроектирован. За то время, которое потребовалось для завершения строительства, правительство изменило свое мнение.

Причиной стала пушка М2А1. Боевые действия в Польше и Франции предоставили армии доказательства того, как танки действовали в бою. Это привело к тревожному выводу, что пушка M2A1 была значительно недостаточно мощной. Чтобы быть эффективной, танк нуждался в пушке, которая могла бы пробить броню других боевых машин. Война в Европе доказала, что 37-миллиметровая пушка, такая как на М2А1, не будет достаточно эффективной.

Средний танк м2, используемый во Второй мировой войне американскими войсками. Фото: Raymond Douglas Veydt
Средний танк м2, используемый во Второй мировой войне американскими войсками. Фото: Raymond Douglas Veydt

Артиллерийское управление согласилось с просьбой армии о 75-мм пушке на ее танках. Но это создало проблему. Американские танковые конструкторы никогда не рассматривали такую тяжелую пушку, и башня М2А1 была слишком мала для нее. Нужно было бы построить совершенно новый танк.

А пока им нужно было что-то запустить в производство. Поспешная переделка M2A1 привела к M3, который переместил существующую башню и добавил 75-мм пушку sponson в одну сторону. Это была не самая оптимальная конструкция, но она позволила Chrysler приступить к работе над своим контрактом на 1000 танков.

Инженеры быстро модифицировали свою фабрику. Через три недели после получения окончательных конструкций Chrysler завершил свой первый M3.

Рабочие укладывают гусеницы на танки М3 Ли на танковом арсенале Крайслера.
Рабочие укладывают гусеницы на танки М3 Ли на танковом арсенале Крайслера.

Шерман

Тем временем разрабатывался новый танк. Хотя все еще только средний танк, он был лучше вооружен, чем его предшественники, с 75-мм пушкой в башне. Это был М4 "Шерман".

Первый Sherman на американской службе,  высаживается на Красном берегу 2 июля 1943 года во время вторжения союзников на Сицилию.
Первый Sherman на американской службе, высаживается на Красном берегу 2 июля 1943 года во время вторжения союзников на Сицилию.

При проектировании "Шермана" американцы учились на примере Советского танка Т-34. Они выбрали единственную достойную конструкцию, которую они могли бы легко производить в огромных количествах.

"Шерман"стал основным танком американских и британских танковых соединений. Его массовое производство означало, что западные союзники имели обильные запасы бронетехники.

Танки Т-34 на испытаниях.
Танки Т-34 на испытаниях.

Но это никогда не было так успешно, как Т-34. Его тенденция загораться при попадании стала позорной среди экипажей танков, которые прозвали его «Ронсон» в честь зажигалки. Критический для победы в войне, он прибыл позже, чем Т-34. К 1944 году состояние танковой войны изменилось.

В заснеженном поле под Сен-Витом в Бельгии выстроились танки М-4 "Шерман".
В заснеженном поле под Сен-Витом в Бельгии выстроились танки М-4 "Шерман".

Борьба За Тяжелые Танки

На протяжении всей войны танки сражались с другими танками. Тяжелые танки имели решающее значение для этого. Броня становилась толще, а орудия тяжелее. "Шерман", хотя и вполне исправный, не мог тягаться с немецкими Тиграми и Пантерами.

С удивительной предусмотрительностью артиллерийское управление работало над тяжелым танком с 1940 года. Они разработали проект M6, отличный танк во многих отношениях, хотя у ранних моделей были проблемы с весом, условиями экипажа и управлением огнем. Бронетанковые войска армии, которые в то время были привержены более легким танкам, использовали эти недостатки для срыва производства.

Вид спереди M6, с несколькими ранними легкими танками M3 на заднем плане
Вид спереди M6, с несколькими ранними легкими танками M3 на заднем плане

Артиллерийское управление и бронетанковые войска борются за судьбу М6 до конца войны. Наконец, когда важность тяжелых танков оценили M6 пошел в производство. К тому времени, когда несколько таких танков достигли полей сражений в Европе, до конца войны оставалось всего несколько недель.

Во время Второй мировой войны ошибочные суждения по поводу производства мешали американским танкам. Внимание к легким танкам неоднократно вызывало проблемы, в то время как решение начать производство с локомотивом, а не с автомобильными компаниями замедлило массовое производство. Армия всегда извлекала уроки из этих инцидентов, но это мало помогало людям, использующим плохое вооружение на своем пути.