Найти в Дзене
Мир Итальянского Кино

ДАМА С ГРУСТНЫМИ ГЛАЗАМИ

Элеонора Дузе.
Элеонора Дузе.

Итальянка армянского происхождения — Элеонора Дузе, одна из самых востребованных актрис начала 20 века. Среди ценителей ее творчества были Константин Станиславский, Бернард Шоу, Габриель Д’Аннунцио, Чарли Чаплин.

Элеонора Джулия Амалия Дюзян (Элеонора Дузе) — родилась 3 октября 1858 года в итальянском городе Виджевано, в семье актеров. Ее дед, Луиджи Душе был родом из Константинополя и основал театр Гарибальди в Падуе, а родители Винченцо Алессандро и Анджелика Каппелетто были простыми актерами. В Италии, вплоть до 20 века, актерские труппы не имели пристанища. Они скитались по городам и развлекали народ ролями Арлекина, Бригеллы, Коломбины и т.д. Безусловно, искусство актеров вызывало восхищение, но сама их профессия в то время считалась позорной (сродни нищенству). Элеонора так и росла, в труппе нищих, но талантливых актеров, которые бесконечно скитались, и в жару и в холод. Впервые она вышла на сцену в 4 года, исполнив роль маленькой Козетты из романа Гюго «Отверженные». В день, когда появился на свет Габриеле Д’Аннунцио.

-2

В конце 1880-х годов Дузе становится самой популярной актрисой Италии и начинает серию заграничных гастролей, которые приносят ей триумфальный успех (Австрия, Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария, Испания, Португалия, Египет, США и страны Южной Америки).

В 1891-1892 годах и в 1908 году играла в России. Искусство Дузе высоко ценили Чехов, Репин, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и другие выдающиеся деятели русской культуры.

Элеонора Дузе. Портрет работы И. Репина (1891 год).
Элеонора Дузе. Портрет работы И. Репина (1891 год).

Из ролей Дузе в классическом репертуаре наиболее значительные: Джульетта, Клеопатра ("Ромео и Джульетта", "Антоний и Клеопатра" Шекспира), Мирандолина. Исполнение роли Клеопатры (1888) определило склонность Дузе к тонкой психологической характеристике, раскрытию противоречивых сторон характера. Клеопатра-Дузе сочетала искренность и коварство, нежность и иронию, великодушие и жестокость, образ этот был отмечен неподражаемой грацией, обаянием. Определяющим для творчества Дузе стал современный репертуар. Она первая в Италии начала играть Ибсена: Нора; Гедда Габлер (одноименные произведения), Ребекка Вест ("Росмерсхольм"), Эллида ("Женщина с моря").

В 1905 году в парижском театре "Творчество" Дузе сыграла роль Василисы в пьесе Горького "На дне". Большое место в репертуаре Дузе занимали роли в драмах А. Дюма-сына, В. Сарду, А. Мельяка и Л. Галеви, А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Выступая в этих пьесах, Д. углубляла, обогащала образы, лишь намеченные авторами. Она раскрывала психологию своих современниц, рассказывала о страдальческой судьбе женщины в буржуазном обществе, выражала в созданных ею сценических образах страстный и скорбный протест против лицемерия и жестокости буржуазной морали.

-4

Лучшая роль Дузе в современной переводной драматургии - Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына). Дузе играла в современных пьесах итальянских веристов: Сантуцца ("Сельская честь" Верги), Эмма ("Грустные влюблённые" Джакозы), графиня Евгения, Юлия ("Влюблённая", "Идеальная жена" Праги). Дузе прославила имя Г. Д'Аннунцио; в его претенциозных, декадентских пьесах она играла: Анну ("Мёртвый город"), Франческу ("Франческа да Римини"), Сильвию ("Джиоконда") и др. Дузе играла также и в пьесах Метерлинка (Монна Ванна - одноименное произведение). Искусство Дузе поражало силой убедительности и неизъяснимой прелестью. Простота, человечность, обаятельная женственность - характерные черты творчества замечательной актрисы. По сравнению со своими предшественниками - великими итальянскими актёрами начала и середины 19 века (Г. Модена, А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини) - Дузе казалась более нервной, мятущейся, жизненный ритм её героинь отличался особым напряжением.

Дузе в роли Клеопатры
Дузе в роли Клеопатры

История сохранила много интересных фактов из жизни великой итальянской актрисы Элеоноры Дузе, соперницы Сары Бернар. Немногим известна, однако, история любви актрисы и Габриэля д'Аннунцио, который был не только скандальным писателем, но и знаменитейшим любовником начала XX столетия. Писатель был невзрачен, даже некрасив, но было в нем что-то странное, влекущее, неизведанное, что гипнотическим образом притягивало к нему самых разных женщин. Они просто боготворили его, поддаваясь его гипнотическому притяжению и бросали своих женихов, а то и жертвовали ради него семьей, репутацией, богатством.

Душевный надлом, ощущение непрочности жизненных устоев, неудовлетворённость настоящим и страх перед будущим, острое чувство одиночества, тоска, внутренний разлад - характеризуют большинство образов, созданных Дузе. Но, несмотря на известное влияние модернизма и декадентства, Дузе сохраняла верность гуманному и демократическому искусству своих предшественников. Она утверждала красоту и благородство человеческой души, отстаивала право и достоинство женщины. Образы, созданные Дузе, были окрашены особым колоритом, проникнуты индивидуальностью самой актрисы, исполнены задушевности, лиризма, необыкновенной женственности. Психологический реализм актрисы связан с большими идейными задачами, стремлением Дузе выразить в искусстве значительные мысли, передать истинные, чуждыe всякого внешнего эффекта, чувства, переживания людей. Дузе обладала тонкой интуицией, она несла со сцены искусство жизненной правды, захватывала зрителей заразительным темпераментом.

-6

Исполнение Дузе отличалось виртуозной сценической техникой, но техника эта никогда не становилась самоцелью - она использовалась Дузе для глубокого и тонкого раскрытия внутреннего мира её героинь. Длительная, вдумчивая работа Дузе над ролью не была заметна зрителям; игра актрисы казалась импровизацией художника. Разочарование в буржуазном театре, тяжёлые личные переживания вынудили Дузе в 1909 году оставить сцену. В 1916 году вышел фильм Артуро Амброзио "Пепел" (по роману Деледды) с участием Дузе. Это был единственный раз, когда актриса снялась в фильме.

В 1921 году материальные трудности заставили Дузе снова вернуться в театр. Лучшая роль этого периода - фру Альвинг (1921). После захвата власти в Италии фашистами Дузе покинула родину, отказавшись от выгодных предложений, которые были ей сделаны.

Почтовая марка СССР, 1958 год
Почтовая марка СССР, 1958 год

Скончалась Элеонора Дузе в 1924 году от воспаления лёгких в Питтсбурге (США), во время гастролей, простыв под дождём. Похоронена в Италии, в Азоло.

***************

Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ.