Недавно, картинка с серебряным чайником, придуманным Марианн Брандт просто взорвала Инстаграм и твиттер.
Он был разработан ещё в 1924 году. «Божественный» — написал кто-то в твиттере. «Он сохраняет равновесие будучи совсем неуравновешенным»— говорит другой. « Мне нравится, хотя я небольшой поклонник Баухауза» — добавляет кто-то ещё. Последний комментарий очень говорящий — действительно, те кто знакомы с творчеством Баухауза знают работы Василия Кандинского, Пауля Клее, Ласло Мохой—Надь и Людвига Мис ван дер Роэ, но вот деятельность женщин упускается из вида. Если их и вспоминают, то только из-за их мужей, уделяя мало внимания их собственным изобретениям. Вот почему чайник Брандт, сейчас выглядит так свежо и необычно, для поколения социальных сетей.
Как выглядела Bauhaus Girl ?
Короткая геометрическая стрижка, массивные украшения, вегетарианское меню, в свободное время игра на саксофоне и дыхательные упражнения. Они пишут картины, режут по дереву, снимают новыми 35-мм камерами Leica и носят одежду ручной работы. Вечером посещают арт—вечеринки. 90 лет спустя со дня основания легендарной школы искусств, ремёсел и дизайна Уолтера Гропиуса, ученицы Баухаза кажутся такими же свободными, как и девушки сегодня. Но это далеко от правды.
Что было в начале
В 1919 году Вальтер Групиус организует школу « Баухауз». Горячий защитник функционализма, он желает разрушить границы между изобразительным искусством, ремёслами и промышленностью. 20—е года в Германии отмечены определенным освобождением морали, продвигающей новый образ женщины, которая пользуется тем же правами, что и мужчина... включая право на поступление в художественные школы, ведь до этого девушки могли брать только частные уроки рисования. Образ эмансипированной, образованной женщины постепенно наводняет прессу. В статью под названием « Девушки хотят образования» опубликованой в еженедельнике Die Woche в 1930 году женский идеал воплощён в «девочках баухауза». Со всех страниц мелькают черно—белые фото, показывающие закулисье школы, повседневную жизнь этого нового поколения женщин. Свобода и творчество : это ключевые слова школы, которая выступает за гендерное равенство. «Нет разницы между прекрасным и сильным полом. Абсолютное равенство, но и те же обязанности»— громко заявляет Вальтер Гропиус в своём первом обращении к ученики школы в 1919—« не обращайте внимание на дам, на работе, все ремесленники». В школе, где классы организованы по типу мастерских, женщины могут себя попробовать везде: в работах по дереву, росписи и, конечно, архитектуре, которая считается главной дисциплиной. Но все ли было действительно так как заявлял Гропиус? Вовсе нет.
Что было не так с Уолтером Гропиусом на самом деле?
Несмотря на то, что женщины составляли более трети учеников Баухауза, при создании школы с 1920 года, они были отстранены руководством от самых престижных мастерских.
Делая громкие заявления на публику, в реальности Вальтер Гропиус не допускает «прекрасный пол» до архитектурных и металлургических ателье, выделяя для них определенный класс, который вскоре сливается с ткацкой мастерской. Ученики этой школы делали порой радикальные вещи, но видение Уолтера Гропиуса оставалось ещё средневековым и он постарался занять женщин привычным для них делом —изготовлением тканей для домов моды.
Более того он верил что женщины способны думать только «в двух измерениях», в то время как мужчины справлялись с тремя.
Типичная для того времени объективизация. Ле Корбюзье также отказал Шарлотте Перьен со словами « мы здесь не подушки вышиваем, кек».
По иронии судьбы ткацкая мастерская(особенно под руководством Гунты Штельцль быстро стала одной из самых прибыльных и продуктивных в школе. Она во многом способствовала коммерческому успеху интерьерного мебели и повлияла на фотографов Нового Видения.
Почему женщины были забыты?
Школа Баухауз была основана на принципе Gesamtkunstwerk, по которому искусство, архитектура и дизайн должны были развиваться одинаково полноценно, дополняя друг друга. Но несмотря на это школы отдавала приоритет некоторым областям, и больше всего архитектуре. Критики и писатели эпохи фокусировалось на архитектуре в ущерб другим областям, поэтому женщины были стерты из учебников истории, просиживая в ткацких мастерских, и не имея допуска к архитектурным ателье.
Но несмотря на это, женщины того времени знали, чего они хотят и некоторые все же стали известны вне ткацкого ателье, например Марианна Брандт, возглавляющая мастерскую металлургии в 1928 году до присоединения год спустя к архитектурной фирме Вальтера Гропиуса в Берлине. Несмотря на ее успехи, и тот факт, что она намного превзошла большинство своих сверстников, Брандт редко упоминается на одном дыхании с столь обсуждаемыми коллегами—мужчинами.
Другая bauhaus girl — немецкая художница по текстилю Гунта Штельцль, назначена главой ткацкой мастерской, а затем и директором отдела. Это единственная женщина в школе, принимающая участие в дискуссиях по поводу противоречивых взглядов школы на гендерное равенство.
Среди талантливых женщин, также Маргерит Фридлендер, ученица керамической мастерской, и Альма Бушер, пионер в мире мебели, которая разработала одну из самых продаваемых деревянных игр Баухауза.
Только Вторая Мировая война останавливает девушек Баухауза. Обвинённая в большевистской пропаганде, школа вынуждена в 1933 году закрыть свои двери, через 14 лет после создания. Те кто не смог иммигрировать за границу, прекращают свою деятельность, некоторые арестованы и депортированы. Остальные просто несправедливо забыты.