…И нача къняжити Володимеръ в Кыеве единъ. И постави кумиры на хълму вне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а оусъ златъ, и Хърса, Дажьб’а и Стриб’а, и Съмарьгла, и Макошь.
Богиня Макошь числится последней в списке идолов, которых князь Владимир установил на капище у города Киева. Она - единственная богиня-женщина, вошедшая в божественный пантеон. Кем же она была? Какими качествами наделяли её наши предки?
Макошь (или Мокошь) - покровительница ткачества и прядения, богиня Судьбы, сплетающая множество нитей из поступков и деяний людей в одно полотно жизни. Древние славяне с большим трепетом относились ко всему, что связано с судьбой и, как следствие, с удачей (и неудачей). А оттого особенно почитали Макошь, отводя ей главенствующие роли среди многих других богов и богинь. Макошь - главный персонаж именно народного культа, в отличие от дружинного культа Перуна.
В дни почитания богини славяне приносили ей жертвы. Это была пряжа и кудель (волокно льна, пеньки, обработанное для приготовления пряжи), оставляя свои дары на ночь в доме, либо бросая их в колодец.
Происхождения самого слова "макошь" ("мокошь"), как часто бывает, спорно.
Одно из предположений связывает имя богини с корнем -мок-, мокнуть, что находит обоснование в традиции приношения даров в колодец с водой. Другая версия, выдвигаемая В. В. Ивановым и В. Н. Топоровым - происхождение от слова "mokos" (прядение), что также ассоциируется с ролью богини в славянской мифологии. Академик Б.А. Рыбаков разбирает слово "мокошь" на два составляющих его корня: -ма- (мать) и -кошь- (жребий, корзина). Но эта версия отвергается как не научная, хотя и выглядит на первый взгляд вполне логичной.
Пятница - священный день Макоши. В этот день было не принято заниматься ткачеством, отдавая дань уважения богине.
Кстати, в английском и немецких языках пятница - день богини Фрэйи (Friday, Freitag). В латинских языках, таких как французский и итальянский пятница посвящена Венере - Vendredi, Venerdi. Хотя Фрейя - богиня войны и любви, а Венера - плодородия и любви, и к судьбе прямого отношения они не имеют, всё же аналогия с Пятницей достаточно любопытна.
Прямую же связь славянской богини находят с образами скандинавскими норнами (В германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов.) И греческими мойрами (Три богини, дочери Ночи, управляющие судьбой человека (μοίρα — судьба). Первая, Клофо, прядет нить жизни; вторая, Лахезис, определяет судьбу жизни; третья, Атропа, т. е. неизбежная, отрезает нить жизни.)
Имя Макоши упоминается во многих старых летописях. Я уже упоминал в начале статьи отрывок из Повести Временных Лет под 6488 (980) годом.
Также имя богини приводится во многих христианских поучениях против язычества:
Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници
«Слово о мздоимании» по списку XVI века
требу кладутъ и творят… Мокошьи диве…. мажютъ Екатию богыню, сию же деву творятъ и Мокошь чтут
«Слово об Идолах» 15 века
и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують...
Летопись русской литературы и древности т.IV, 89, 92, 97, 107
Но образы древних богов не растворились в новом христианском мире. Так и Макошь обрела новое имя, новую жизнь в лице Праскевы-Пятницы, святую, чтимую в православии.
Так, древняя Богиня продолжает следить за своими чадами и вершить человеческие судьбы, поощряя упорство и стремление к мечте, либо наказывая за духовную слабость и отчаяние.