Если кратко, сорбы (они же лужицкие сорбы или лужичане) – это сербы, которые остались дома. Но разница между ними больше тысячи лет, а расстояние – свыше тысячи километров. Дальше можно не читать. :-)
Расселение славян по Европе началось в 5-6-х веках. В то время на западе нынешней Польши жили люди, которых сейчас принято называть белыми сербами. Это племя заняло те территории, когда германцы ушли в пределы Римской империи, спасаясь от орды диких гуннов.
Но оставалось оно там не очень долго. В 7-м веке, видимо, из-за вторжения новых кочевников, авар, славяне частично продвинулись дальше на запад, частично ушли далеко на юг, в горную часть Балканского полуострова. И скоро создали там собственное государство, существующее по сей день.
Так и появились два современных народа, разница между которыми лишь в одной букве. Но это только на русском языке. Сербы самих себя кличут «срби», а своих братьев – «лужицки срби». И наоборот, лужичане именуют себя «сербами», а сербов с Балкан зовут «южными сербами». Что ж, логично, если считать друг друга единым народом.
Правда, язык у них совсем не похожий. Балканцы – южные славяне. Лужичане – западные. Тысячу лет раздельной жизни не денешь никуда. Понимают они друг друга с пятого на десятое. А если честно – не понимают совсем. Да еще плюс – алфавит отличается: кириллица и латинница.
Да и численность у них разная. Сербов – миллионы, ведь им исторически повезло. Удалось основать собственную державу, которая много столетий была гегемоном Балканского полуострова.
А лужичан всего 60 тысяч. Их так мало, потому что еще в древности они ассимилировались поляками и немцами. В результате от некогда большого и могучего племени осталась лишь малая его часть.
Как и другие жители центральной Европы, они с давних времен стали католиками, в отличие от своих православных южных братьев. Только вот кого это в 21-м веке волнует, в наше-то время? На отношения двух народов религия никак не влияет.
А отношения у них достаточно интересные. Лужичане видят в сербах своих более успешных и сильных собратьев. Ведь они сами сначала подчинялись чехам, затем – полякам. А после – навсегда попали под власть немецких княжеств. Неудачники, одним словом.
Правда, в 20-м веке, после того, как Германии в ходе мировых войн были устроены две публичные порки, они обращались к державам Европы с просьбой о независимости. Но их, конечно, проигнорировали.
Сербы относятся к лужичанам с не меньшим интересом. Едва ли есть на свете народ, который может посмотреть на копию самого себя тысячелетней давности. Повезло им, конечно.
Поэтому, после появления в 19-м веке движения панславизма связи между двумя этими нациями развивались семимильными шагами. Сербы любили сорбов даже больше, чем русских. Да и лужичане им отвечали взаимностью.
Тут можно вспомнить историю подданного Германской империи Паулюса Штурма. Он родился в Лужице, получил военное образование и начал свою карьеру как прусский офицер. Но в 1876-м году приехал в Сербию, принял сербское гражданство, стал называть себя Павле Юришич. Это прямой перевод его сербского имени: штурм = буря.
Этот человек стал одним из самых прославленных сербских генералов, бил в хвост и в гриву всех врагов своей новой родины. Пожалуй, он один из лучших полководцев за всю военную историю Сербии. Это не мое мнение – так считают соотечественники.