На первый взгляд, судьба Лидии Смирновой - сплошное везение, романы легкомысленной актрисы с известными мужчинами, культовые роли, жизнь в супер-престижной высотке на Котельнической набережной. Но копни глубже - и окажется, что Смирновой пришлось проявить подлинную силу духа, чтобы не сломаться и до конца дней оставаться оптимисткой.
Девушка с трудным детством из глухой провинции, кажется, без усилий выбивается "в артистки", а в 25 лет после первой же главной роли в мелодраме "Моя любовь" становится всесоюзной любимицей Шурочкой. Ей "покровительствует" сам Исаак Дунаевский, а она разрывается между мужем и маститым, богатым поклонником. Будущее кажется сказкой наяву. Но уже на следующий год все планы и надежды разрушает война.
Вместо жизни кинозвезды - эвакуация, полуголодный быт, пропавший без вести муж. Вместо комедий и мелодрам - фильмы о войне. И если в "Парне из нашего города" Смирнова играет важную роль в дуэте с Николаем Крючковым, то потом переходит на второстепенных персонажей. К концу войны ей под 30, она уже не юная "Шурочка". В стране период "малокартинья", романтические комедии позволено снимать немногим - а у Пырьева и Александрова есть свои законные "звезды".
За редким исключением вроде отличного военного триллера "Трое вышли из леса", 50-е для Смирновой - сплошь второстепенные, а то и просто эпизодические роли. Помогала работа в театре-студии киноактера и многочисленные в советское время концерты и творческие встречи. И, конечно, сила духа и заряд жизнерадостности, хотя и личная жизнь актрисы, как всегда, не была безоблачной и исключительно благополучной.
Почувствовав приближение критического для актрисы возраста, Смирнова, в отличие от Марины Ладыниной не ушла из кино. В отличие от Орловой не пыталась имитировать молодой задор в исполнении зрелой актрисы. Смирнова не побоялась принять себя такой, какая есть - и легко "переквалифицировалась" в блестящую характерную актрису. Помните врачиху-сирену из легендарной комедии "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен"? Да, это Смирнова. Колоритная сельская продавщица из трилогии об Анискине - тоже она.
И как отдельно не вспомнить "Бальзаминова"!? Откажись Смирнова от кинокарьеры и характерных ролей - и мы лишились бы роли-шедевра в фильме-шедевре! Ее сваха бесподобна, от походки и жестов до говора. А ее реплики разошлись на цитаты. "А я никогда не закусываю. Я этой глупой привычки не имею" - просто гениальное исполнение.
И еще много лет Смирнова играла преимущественно эпизоды, ездила на гастроли, встречалась со зрителями по всему СССР и с юмором принимала прогрессирующий возраст. Личная жизнь ее по-прежнему была непроста - она снова разрывалась между больным мужем и многолетним партнером, режиссером "Бальзаминова" Воиновым. Была ли эта жизнь неудачной? Конечно, нет. Была ли она беззаботной и беспечной? Тоже нет. В любом случае эта судьба - яркая и драматичная.
Короткий пост может только обозначить "вехи" долгой необычной жизни. Если вас заинтересовала судьба Лидии Смирновой, очень рекомендую ее воспоминания "Моя любовь". Книга живая, дерзкая, искренняя - такая же, как ее автор. Почитайте - это интересно!