Жанр биографического кинофильма весьма неблагодарен – если только персона не является сколь-нибудь культовой, то картина практически обречена на провал. Потому что показать всю жизнь героя за полтора часа невозможно, а один или несколько эпизодов будут понятны лишь тем, кто с биографией знаком. И лично я пока видел только один фильм-биографию, который был понятен и непосвященному, это – «Жуковский». Но сейчас мы – о Капабланке, кубинце, третьем чемпионе мира по шахматам.
События, показанные в киноленте, происходят в 1925 году, на международном шахматном турнире в Москве. Том самом, на который мечтал попасть Алёхин, – и не попал, не пригласили… Капабланка, будучи не только шахматистом, но и членом правительства кубинского диктатора Мачадо, также испытывает затруднения, но – другого рода: его поездка в советскую Россию ставит под вопрос дальнейшую политическую карьеру.
Казалось бы, преодолев все трудности, связанные с поездкой, наобещав шахматный триумф Кубы, Хосе Рауль должен всецело отдаться турниру и постараться сыграть идеально, но… занимается чемпион мира чем угодно, только не шахматами. Он разбирается со своими женщинами, без сожалений расстается с одной, специально приехавшей поддержать его на турнире, чтобы тут же увлечься другой – русской балериной Сашенькой Можаевой.
Создается полное впечатление, что в шахматы между турнирными партиями он не играет, интересуясь музыкой и дамами гораздо больше. Впрочем, если вы заглянете в биографию Капабланки, то узнаете, что это правда – у него дома даже не было шахмат. Какой разительный контраст с Алехиным, фильм про которого я смотрел совсем недавно!
Но… показав кубинского шахматиста вот таким беспечным, создатели фильма никак не отобразили его гениальность, и у зрителя вертится вопрос – а каким образом этот красивый легкий парень умудрился стать чемпионом мира по шахматам и удерживать титул в течение шести лет при таком отношении к игре? Не знаю, может это такой специальный сценарный ход, чтоб заинтересовать зрителя и побудить его что-то почитать о кубинском «Белом плаще» ?
Важно. Капабланка в одной из бесед отмечает, что пришло время других шахмат, не тех, к которым он привык. Что теперь во главу угла ставится не оригинальная мысль-экспромт, а изучение партий великих, разучивание комбинаций. И отныне все сильные игроки будут примерно равны по силам, поскольку все они знают комбинации. А значит, у таких гениев, как Капабланка, шансов всё меньше и меньше…
Фильм советско-кубинский, режиссер Мануэль Эррера. В создании сценария вместе с ним принимали участие Элисео Альберто и Даль Орлов. Композитор Серхио Витьер. В роли Капабланки - Сесар Эвора. Сашенька Можаева – Галина Беляева, Амелия – Эслинда Нуньес, подруга Сашеньки – Марина Яковлева. Хосе Мария Пикон, репортер, - Адольфо Льяурадо и другие.
Оператор – Игорь Клебанов, его хочу отметить отдельно, ведь, благодаря ему, фильм «заиграл» визуально, без его талантливой работы получилось бы значительно хуже. А в минусы запишу консультантов – не знаю, были ли они, но Советская Россия 1925 года в «обработке» Мануэля Эрреры, представляет собой нечто среднее между десятыми и восьмидесятыми годами 20 века, а вставки «про 25-й год» выглядят неестественно и чуждо, как из другой эпохи. В наше время за подобное освистали бы с порога.
Но как мелодрама и история красивой любви красивых людей – очень даже симпатично. Женщинам, любящим романтику, должно понравиться.