В деревенском Китае и до сих пор можно услышать:
О да, мой учитель имел железные кулаки, костяшек не было видно, одна плоская поверхность!
Такой подход определялся множеством причин. Одна из важнейших - это вторичность кулачного боя перед оружейным. Это вполне разумное решение в школах боевых искусств часто отталкивалось от известной цитаты генерала Ци Цзигуана про кулачный бой:
Это искусство не подготовит к бою. но может прибавить физической мощи, поэтому должно быть частью воинской подготовки.
Использование любого оружия той поры обычно подразумевало и обратную необходимость - защитное снаряжение. А об него было достаточно легко травмировать неподготовленные руки. попробуйте, например, нанести удар голой рукой по противнику в подобной одежке! А вот в реальной жизни всякое может случится.
И поэтому активно практиковалось укрепление кулаков. Самыми разными методами. В том числе и использую специальные лекарственные отвары.
Нужно ли сейчас подобное - вопрос непростой. У нас сейчас совсем иные условия и совсем другая жизнь, для большинства занимающихся восточными боевыми искусствами - это лишь хобби в кругу единомышленников.
Но вернемся в Китай. До конца XIX начала XX века в рамках китайской культуры главенствовало понятие, когда военное и гражданское разделены, а социальные лифты в стране определяло как раз гражданское, культурное:
В последнее время стало известно, что военные чины ежедневно пьянствуют и веселятся. Эта недопустимая рутина затягивает. Они не занимаются учениями, а лишь безжалостно обирают солдат, которые в результате этого страдают от голода и холода... Большинство солдат - это малолетние, слабые и больные, так что кавалеристы не в состоянии натянуть лук, а пехотинцы – нести копье..
Из императорского указа династии Мин
Ушу же не армейское, но - народное, было не просто ремеслом узкой категории лиц, в первую очередь - это средство выживания. Нужна была эффективность, а на внешний вид твоих кулаков всем было плевать. Особенно учитывая условия жизни в те суровые годы:
Те, у кого нет хозяина, на рассвете встают на мосту и ждут. Сотни их, вытянув шеи, жадно смотрят вдаль. Если хозяин сокращает дело, им негде взять ни еды, ни одежды. Имели работу - жили, теряли работу - умирали.
А эстетику, философию и внешнюю эффектность в ушу принесли уже в начале ХХ века Ассоциация Цзин-у, Центральный институт Гошу и другие организации, направлявшие ушу в сторону физкультурного оздоровления нации.
Известный японский исследователь боевых искусств Масуда Рюти отмечает, что в отличии от большинства современных китайцев, японцы, позаимствовав с континента идеи одним ударом наповал, делай тело оружием и так далее, смогли сохранить и до нашего времени эти старые методы тренировки.
Что показательно, хорошо набитые кулаки можно встретить и профессиональных боксеров. Начнем с великого Мохаммеда Али.
Боксеры, работающие без перчаток, не редкость. Но несомненно сторонников использования защитного снаряжения даже в Китае сейчас значительно больше.
И в завершении, немного видео про крепкие руки и ноги! А вы уж сами решайте, нужно вам это или нет.
Дм. Моисеев, СПб