В 1976 году в австрийском Инсбруке Людмила Пахомова и Александр Горшков стали первыми в истории олимпийскими чемпионами в спортивных танцах на льду, подкрепив тем самым и без того огромный авторитет советской школы фигурного катания. Горшков ныне – президент Федерации фигурного катания России. А вот его партнерши по танцам нет с нами уже более тридцати лет…
Она появилась на свет в Москве в последний день 1946 года в семье Героя Советского Союза, генерала-майора авиации Алексея Пахомова, и уже с семи лет начала заниматься фигурным катанием на катке при Дворце пионеров. Здесь лучшей подружкой ее детских лет стала Татьяна Тарасова, будущая знаменитый тренер.
Долгое время Людмила никак не могла себя проявить ни в одиночном, ни в парном катании, пока в один прекрасный день тренер ЦСКА Виктор Рыжкин не убедил ее попробовать себя в тогда еще совсем новой дисциплине этого вида спорта – танцах на льду, причем сам стал партнером Пахомовой.
Уже в 1964 году они с блеском выиграли чемпионат СССР, а потом два года подряд повторяли этот успех. Затем ее партнером стал ровесник, Александр Горшков: в паре с ним Людмила стала тренироваться под началом тренера Елены Чайковской. Успех пришел в 1970 году: Пахомову и Горшковой удалось завоевать «золото» и на чемпионате Европы в Ленинграде, и на чемпионате мира в Любляне. Этот год стал счастливым для них и в другом плане: летом красивая пара сочеталась узами брака.
Семейная жизнь ли этому поспособствовала, либо просто талант и ежедневные многочасовые тренировки принесли свои плоды, но в последующие пять лет Пахомова и Горшков только однажды, на европейском первенстве 1972 года, «остались» с «серебром», все остальные их медали за этот период были исключительно высшей пробы. В том числе и на Зимней Олимпиаде в Инсбруке, когда спортивные танцы на льду были впервые включены в программу соревнований.
Говорят, они прекрасно дополняли друг друга, несмотря на полную противоположность характеров: задорная и жизнерадостная красавица Людмила, и медлительный и вальяжный Александр, «пламень» и «лед». Эта пара навсегда останется основоположником нового стиля в танцах на льду: господствующие до них композиции под классическую музыку, медленные и будто неживые, советские фигуристы заменили на легкие и заводные танцы под «Фламенко», «Кумпарситу» и даже частушки.
Неудивительно, что, например, на мировом первенстве-1974 в Мюнхене все судьи выставили им максимальную оценку 6,0. Собственно говоря, и само становление этой дисциплины в качестве олимпийской – в первую очередь их заслуга. Взяв в своем виде спорта все возможные призы, после Инсбрука Пахомова и Горшков ушли из большого спорта.
Людмила планировала посвятить свою жизнь тренерской деятельности. В 1977 году у нее родилась дочь Юлия (сейчас она живет в Париже, по профессии – модельер), а вскоре после этого у Пахомовой обнаружили тяжелейшее заболевание – рак лимфатической системы. На медицинском обследовании настояла подруга Татьяна Тарасова, и это дало Людмиле еще несколько лет жизни.
Однако ее одержимость тренерской работой никак не способствовало эффективному лечению: Пахомова постоянно сбегала из больничной палаты и пропускала визиты к врачам. До самых последних дней она оставалась все такой же улыбчивой и открытой, даже когда уже не могла самостоятельно передвигаться…
Людмила Пахомова не дожила несколько месяцев до своего 40-летия. На похороны пришло так много людей, что пришлось перекрывать несколько столичных улиц. Много позже, в 2000 году, в Москве был открыт фонд «Искусство и спорт» ее имени. Александр Горшков – президент этой благотворительной организации.
Читайте также 5 легенд советского спорта, погибшие в автокатастрофах
Оригинал статьи, а также спортивная аналитика по множеству предстоящих матчей – на нашем сайте www.vseprosport.ru
Если вам понравился материал, будем признательны за лайки и подписку на наш канал!