Найти тему

Ультрамарин: история цвета 2

Как мы уже упомянули ранее, синий цвет перестал нести в себе символ божественного начала. Тем не менее, для нового поколения художников и нового этапа в искусстве он остался значимым элементом произведения. Именно ему суждено было стать инструментом выражения внутреннего состояния персонажа и самого автора.

Первопроходцем в данном направлении стал испанский художник Эль Греко, предпочитавший использовать в своих полотнах холодные цвета, практически стальные, тем самым создавая атмосферу мистики и некой сверхъестественности. Сине-лазурные оттенки во многом помогали ему в этом.

Эль Греко Вид Толедо. 1596—1600
Холст, масло. 121,3 × 108,6 см
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Эль Греко Вид Толедо. 1596—1600 Холст, масло. 121,3 × 108,6 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Время шло, искусство стремительно развивалось. Барокко, рококо, классицизм, ампир, академические произведения французских художников XIX века, импрессионизм… На время синий цвет покинул авансцену, уступив место более спокойным оттенкам коричневого, бежевого и охры. Однако, конец девятнадцатого столетия вновь вдохнул жизнь в наш цвет. Он стал визитной карточкой нескольких известнейших художников нового столетия.

В данном ключе примечательна фигура голландца Винсента ван Гога. Особо необходимо отметить знаменитейшее полотно автора «Звездная ночь», где, используя, по сути, лишь синий, черный и желтый цвета, а также активный открытый мазок, ван Гогу удалось выразить свой внутренний мир, полный смятений и переживаний. Подобные ощущения возникают на полотне неслучайно, ведь он пишет пейзаж, который наблюдает из окна своей комнаты в больнице для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс.

Винсент ван Гог Звёздная ночь. 1889
Холст, масло. 73,7 × 92,1 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Винсент ван Гог Звёздная ночь. 1889 Холст, масло. 73,7 × 92,1 см Музей современного искусства, Нью-Йорк

Еще одним мастером, в чьих работах часто можно встретить лазурно-синие оттенки, является наш соотечественник Михаил Врубель. Его синий не столь активен, скорее, он сообщает зрителю холодность и одиночество персонажей Врубеля. Достаточно вспомнить полотно «Демон сидящий», где главный и единственный герой картины, устремив взгляд вдаль, остается один на один со своими чувствами и мыслями.

Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий. 1890
Холст, Масло. 114 × 211 см
Третьяковская галерея, Москва
Врубель, Михаил Александрович Демон сидящий. 1890 Холст, Масло. 114 × 211 см Третьяковская галерея, Москва

Синие, скорее даже голубые, тона закрепились в истории искусства и за целым периодом (1901-1904) в творчестве Пабло Пикассо. На произведениях тех лет автор затрагивает тему неизбежности старости и смерти, одиночества и единения. Такие мотивы в эти годы были навеяны печальными событиями в жизни художника, а именно, самоубийством близкого друга – художника Карлоса Касагемаса, с которым автора связывало множество историй, в том числе и переезд в Париж.

Пабло Пикассо Старый еврей с мальчиком. 1903
Холст, масло. 125 × 92 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
Пабло Пикассо Старый еврей с мальчиком. 1903 Холст, масло. 125 × 92 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Последним художником, о котором невозможно не сказать, говоря о синем цвете, стал Ив Кляйн, построивший своё видение искусства и творчество вокруг лишь того самого заветного цвета. Он был так заворожен им, что после нескольких лет поисков нашел ЕГО – «Синий Ива Кляйна», который в дальнейшем был запатентован самим мастером.

Ив Кляйн Антропометрия без названия. 1960
Ив Кляйн Антропометрия без названия. 1960

Прекрасный и многогранный цвет не давал покоя художникам на протяжении всего ХХ века. Для кого-то он становился символом личной трагедии, для кого-то символом личных стремлений человека, а для кого-то он стал воплощением духовности и бесконечности.