Литература с Древних времен не имела однозначной трактовки не только смыслов, которые описывала, но и теории в том числе. Наличие разнообразных трактовок и вариаций по поводу одного и того же произведения стали возможным благодаря такой неразберихи в терминами.
Возможность трактовать написанное дает шанс каждому представить свой взгляд на текст. А из-за множества вариантов интерпретации об одном произведении говорят вечность.
Если у ранних египтян или шумеров были критические теории о написании литературы, то они не выжили. Со времен Древней Греции и до наших дней, однако, сохранились две противоположные теории литературного искусства. Это выразительная и конструктивная теории композиции, которые доминировали в западной критике.
Греческий философ и ученый Аристотель является первым великим представителем конструктивной школы мысли. В основном он интересовался теоретическим построением трагедии, ведь все мы знаем, что это был один из самых распространенных жанров литературы того времени.
Однако, он считает, что выразительные элементы имеют второстепенное значение, и термины, которые он использует для их описания, с тех пор и до сегодня являются предметом споров.
Греческий трактат 1-го века "Sul sublime" (условно приписываемый Лонгину 3-го века) посвящен вопросу, оставленному Аристотелем без ответа: что делает великую литературу "великой"? Его стандарты почти полностью противоположны.
Там, где Аристотель является аналитиком и утверждает общие принципы, псевдолонгин более конкретен и содержит много цитат. Несмотря на это, его критические теории в основном сводятся к импрессионистским обобщениям.
Таким образом, в начале западной литературной критики противоречие уже существует. Является ли художник или писатель техником, поваром или инженером, который проектирует и производит машины, вызывающие эстетический отклик у его аудитории? Или он виртуоз, который выражает себя в первую очередь и только потом озвучивает более глубокие реалии своей собственной личности, вызывает отклик у своих читателей?
Эта антитеза поддерживает историю Западной Европы - эсхатизм против гуманизма, классицизм против романтизма, кубизм против экспрессионизма - и остается по общему мнению наших современных художников и писателей по сей день. Поразительно, как мало критиков утверждают, что антитеза нереальна, что литературное или пластическое произведение искусства конструктивно и выразительно.
Восточная критика
Критические теории литературы в азиатских культурах были более разнообразными. В Индии огромное количество критической литературы в области высоких технологий.. В лучшие времена индийской литературы, кульминацией культурной жизни стал санскрит.
Авторы считают, что выразительные и конструктивные факторы являются двумя аспектами одной и той же реальности. В Японии, например, важны технические и стилистические элементы (японская дискриминация в этом вопросе, возможно, самая сложная в мире), но Писатель и Читатель сначала ищет качества тонкости и резкости, затем ищет объяснения глубины, часто весьма расплывчато, чтобы избежать непосвященного читателя.
Что касается поэзии, здесь все представляется несколько иначе.
Литературная традиция Восточной Азии говорила о глобальном и узком определении поэзии. Китайская поэзия исключительно лирическая, медитативная, элегантная, редко превышающая 100 строк. Большинство из них немного длиннее западных сонетов.
В Японии эта тенденция к ограничению длины была более выраженной. Баллада сохранилась в народной поэзии, как и в Китае, но «длинное стихотворение» очень умеренной длины исчезло из литературы в молодом возрасте.
Такое развитие имеет отношение к Западу, потому что оно подчеркивает растущий акцент на интенсивность общения, характерную для западной поэзии и литературы, которая развивалась с конца века. В Восточной Азии все культурные люди имеют возможность писать соответствующие стихи.
Вот почему качества, которые отличали поэму от масс, стали цениться выше остальных. Так же, когда современные западные читатели борются против «лавины слов», они ищут в литературе различные формы, идеи, ценности, переживания и стили, которые выходят за рамки фразы.
Такие различные подходы дают возможность нам и сегодня изучать и анализировать произведения Древней Греции, наполняя их все новыми трактовками, дополняя и конкретизируя.
Чаще всего на нас влияет личный читательский опыт и наша приверженность тем или иным взглядам в науке. Каждый из факторов является важной составляющей анализа литературного произведения.