Почему-то принято считать Хюррем виновницей смерти Мустафы. Никто не вспоминает о том, как чуть ли не с пеленок его подталкивали туда любимые тетушки и мамаша.
Маленькому ребенку внушают, что он «особенный» - именно так сказала Хатидже после рождения Мехмеда. Старшему брату не понравилось появление у отца еще одного ребенка. Это вполне нормальное явление для первенца. Можно было рассказать о том, как они будут вместе играть и добавить, что Мехмед тоже шехзаде. Вместо этого прозвучали слова об особенности Мустафы. Естественно, что они застряли в голове мальчика. Особенность в виде старшинства была им воспринята, как отличие от всех остальных, необыкновенность и вседозволенность.
Махидевран все свои потоки слез и обиды на Хюррем и на минуточку на Повелителя, выливала в присутствии сына. Ее непрерывные рыдания, недовольство, непредсказуемое поведение повлияли на психику Мустафы самым отрицательным образом. Удивительно, что у такой мамы он вообще не вырос невротиком.
Хюррем свои проблемы решала после слов «уведите детей». Махидевран же сначала переворачивала столы и кричала, что хочет умереть, а потом уже с новыми рыданиями просила вернуть Мустафу, уже бежавшего к отцу с претензиями.
Все очень логично – выросший в обстановке собственной непогрешимости и неприязни к Повелителю и Хюррем мальчик, превратился в непредсказуемого в своих поступках юношу.
Если разобраться в неприязни к Хюррем, которая проявлялась уже с детства, то это, прежде всего, неуважение к выбору Повелителя. То есть, то, чего не должно было быть ни у кого. Решение султана – закон для всех. Обсуждать и осуждать его не имел права никто. Махидевран же занималась этим ежедневно в присутствии сына. Свои личные обиды она превратила в недовольство сына поведением и поступками отца, обидевшего мать.
Матери старшего наследника прежде всего следовало внушать ему почтение и уважение к султану. Махидевран могла рыдать где угодно, но не при сыне. При нем она – счастливая наложница Повелителя и мать старшего шехзаде. Этому ее, кстати, и пыталась учить Валиде. Мудрая женщина предвидела, чем может закончиться подобное поведение.
Единственные, кто пытался указать Мустафе на то, как следует себя вести с отцом, были Валиде и Ибрагим. Валиде султан в первый день приезда Махидевран высказала все, что думает о воспитании Мустафы и ему объяснила, кто во дворце хозяин и Повелитель.
Ибрагим из других побуждений пытался делать то же самое – он хотел видеть на троне наследника, во всем подвластного ему. Поэтому и старался хотя бы дотащить до трона упрямого шехзаде.
Хотя, уже история со сломанной ложкой и нежеланием есть после Ибрагима, говорили о завышенной самооценке Мустафы-ребенка.
Постепенно Мустафа научился скрывать свои истинные чувства от окружающих и даже от самого себя. Очень хорошо это заметно в эпизоде болезни султана. Махидевран ведет переговоры с Ибрагимом об убийстве сыновей Хюррем. Мустафа же делает вид, что ничего не подозревает. Удобная позиция сына, достойного своей матери.
Несомненно, у Мустафы были достоинства, но, недостатки настолько перевешивали их еще с детства, что именно он получал замечания от отца чаще всех. Именно он не усвоил, что Повелитель ждал преданности от всех. И, прежде всего, от старшего шехзаде.
Непредсказуемость поведения, скрытность и завышенная самооценка пышным букетом расцвели у шехзаде Мустафы после возвращения во дворец уже взрослым юношей.
АВТОР ПРИГЛАШАЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ СПОРИТЬ, СТАВИТЬ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ