Начало ХХ века в Европе – это поголовное увлечение спиритизмом, эзотерикой и всевозможными духовными экспериментами. К примеру, в это время популяризировалось увлечение гейзингом, то есть рассматриванием объектов из хрусталя с целью увидеть там что-нибудь интересненькое.
Мы продолжаем разговор об уникальности творчества Михаила Врубеля – самого известного символиста в русском искусстве.
Так вот, эти самые гейзеры были уверена, что с помощью кристаллов сознание может перемещаться между измерениями. Врубель, судя по всему, тоже разделял сие утверждение.
С использованием таких практик он якобы посещал миры, обитателями которых были его герои. В живописи он лишь передавал свои бледные воспоминания о сверхъестественных встречах.
Тогда напрашивается вывод, что некий Демон был для него кем-то особенным, раз он так часто изображал его в своих картинах: Демон сидящий, летящий, поверженный и т.д. - все они явно имеют отношения к одному и тому же персонажу, или, эмоциональному переживанию.
Впрочем, соотечественники художника считали все эти воплощения просто внутренним автопортретом Врубеля. Мол, так он выражал свою скрытую тоску и одиночество.
Конечно, мы как любители-искусствоведы не должны спекулировать такими вот информационными огрызками. Все люди, а тем более люди творческие, видят мир и вдохновляются этим миром по-разному.
И не важно, как именно он достигал своего творческого пика, главное, что из этого получилось, хоть он даже ради этого черта лысого вызывал (но не будем оскорблять религиозные чувства сатанистов-авангардистов).
В результате всего, Врубель получает уникальнейшую технику, становится одним из самых узнаваемых авторов в русском искусстве. Глядя на его картины, нам не нужно гадать, мы точно знаем, кто художник. И такая сила самовыражения заслуживает лишь безоговорочного признания таланта!
Правда, нельзя игнорировать тот факт, что в одержимости Врубеля образом демона есть что-то странное. Он до последнего не мог расстаться с картиной «Сидящий Демон», и не переставал ее дорабатывать, даже когда полотно уже находилось на выставке. Художник врывался в зал в полном смятение и начинал что-то подправлять на холсте, пока его не выгоняли. Одержимость Демоном не прекращалась до самой смерти.