Несколько последних новостей, связанных с единой биометрической системой, могут насторожить даже самых лояльных сторонников современных технологий.
ЦБ хочет, чтобы биометрические данные, собранные банками (для своих нужд) были переданы в государственную систему идентификации (ЕСИА).
Для чего это нужно — понятно. Граждане сами не спешат сдавать биометрию для ЕСИА, но зато в некоторых банках все клиенты фотографируются в добровольно-принудительном порядке.
Правда, в ЕСИА кроме фотографии должен быть ещё и образец голоса клиента, но ЦБ это почему-то не останавливает.
ЦБ планирует внедрить биометрическую идентификацию и для работы с юридическими лицами.
На самом деле с этого надо было начинать. Предприниматели (и организации) первыми познали прелести интернет-банкинга и прочих современных технологий. И это те категории клиентов, которые точно будут пользоваться банковскими услугами. Ведь можно собрать биометрические данные миллиона человек, но если они не пользовались банковскими услугами офлайн, то с чего бы им это делать через интернет?
РЖД совместно с ЦБ планирует внедрить биометрию для идентификации пассажиров
Если первые две новости говорят о том, что ЦБ хочет видеть как можно больше подключенных к системе клиентов, то тут речь идёт о качественном изменении подхода к ней.
В первую очередь речь шла о банковских услугах, и можно было бы ждать, что дальше такая идентификация поможет расширить спектр государственных услуг, предоставляемых онлайн. Но сейчас речь идёт о том, что данные единой биометрической системы, сбор которых производился банками, будут использоваться теперь и в РЖД.
Как это будет работать и использоваться пока не совсем понятно. СМИ сообщают, что что биометрическая идентификация будет использоваться для посадки в поезда.
И что теперь?
Теперь можно ждать чего угодно. После РЖД, наверняка, к системе захочет присоединиться Аэрофлот, потом ещё кто-нибудь.
Можно представить, что биометрическая идентификация может быть использована везде. Пришёл в поликлинику — при получении талона к врачу сразу проходишь идентификацию, вызвали родителей в школу к директору — дверь откроется только перед ними, покупаешь в магазине продукты — просто улыбаешься в камеру кассового терминала. В конце концов, управляющая компания вашего дома тоже может подключиться к системе, и тогда точно станет известно, кто именно творит всякое в подъездах.
Помню, меня позабавила новость, что в Китае распознавание лиц применяют для того, чтобы предотвратить перерасход (и воровство) туалетной бумаги в общественных туалетах. Представляете, если у нас тоже в подобных заведениях начнут применять биометрию?
Я, конечно, утрирую, однако те, кто опасался, что данные ЕБС будут использоваться полицией для поиска проштрафившихся граждан, получили очень весомый аргумент в пользу своих ожиданий.
Сейчас в системе зарегистрировано порядка тридцати тысяч граждан, но если туда добавить существующие базы данных банков, если сделать сбор биометрии обязательным (на почтах, в банках, в медицинских учреждениях — почему бы и нет), то очень скоро «посчитают» практически всех.
А вот что будет потом, представить уже сложно. Но, надеюсь, что Оруэлл и Черное зеркало так и останутся антиутопией.