захват инициативы происходит на дистанции «обострения». Инициатива - это умение заставить противника реагировать на ваши действия.
Обострение - это дистанция прямого удара левой в подскоке и заряженного положения на правый удар.
Готовности микродвижений - находясь на дистанции «обострения» в маневренной боевой позиции все наше тело совершает микродвижения защиты и создание исходных положений для удара. Ноги делают мягкое и чувствительное переступа- ние за счет подъема колен.
Подскока и зарядки - сделав подскок, для нанесения удара, мы встаем на жесткий правый носок, пятка поднята высоко. При этом садимся на таз, разворачиваясь корпусом почти боком. Правое предплечье уже почти направлено на цель.
Эффекта атаки - зависит от правдивого финта, ложного удара и реагирования на них соперника. Уверенности действия.
Ударной скрутки - качество удара зависит от жестких ног и ударной скрутки таза и плечевого пояса, т. е. делается рез-кий, короткий разворот и остановка движения вперед. Правая нога не распрямляется и не делает поступательного движения. При длинном ударе стопа делает вместе с тазом скрутку на жестком носке, который направляется, сделав поворот на противника. Ударный разворот производим до фронтального положения с резкой остановкой.
Опережение бьющей рукой тела - для их ударного соединения в концовке удара. Так как длина ударного движения руки в несколько раз больше того же пути тела, а быстрота и сила удара напрямую зависит от скорости распрямления руки.
Движение локтя - жесткость и скорость распрямления руки зависит от движения локтя. В начале удара он, как «стрелу», направляет предплечье на цель и выстреливает его максимально быстро, распрямляя руку. И что очень важно, для усиления жесткости и пробива удара, даже на средне-ближней дистанции. Это, по возможности, больше, в этом коротком ударном движении распрямить руку и поставить ее на локоть. Даже здесь рука должна постараться сделать опережающее движение, за счет локтевого распрямления.
Опережение постановки сначала ног, а затем удара или их одновременности - пробивной, акцентированный удар возможен, только при жесткой опоре на обе ноги. То есть, сначала должна быть постановка ног с «зарядкой» всего тела, или удар на скачке, когда постановка ног и концовка удара одновременны.
Минимум двух действий одной рукой - ударная рука должна быть многодейственна. Нанеся удар, мы делаем ею или защиту накладкой, уводом, остановкой или продолжаем наносить легкие повторные удары, которые готовят акцент другой рукой.
Соединение легкости, мягкости с жесткостью и силой - только легкие чувствительные удары создают максимальную готовность для сильных и акцентированных.
Активности всего тела в защите - при выполнении защитных действий помогает все тело, ноги делают небольшой быстрый шаг или разводку, таз, плечевой пояс, руки и шея создают удобство защиты и контратаки, В каких-то защитах могут выключиться руки или ноги, но в общем, они остаются активными.
Золотой середины ~закон «золотой серидины» действует везде и во всем, в бою будь - то амплитуда защитного или ударного действия, незацикленность на какой-то одной установке, это сильный удар или только атака или контратака, движение только вперед или назад. Соблюдение же «золотой серидины» делает боксера более универсальным в своих действиях.
Многофункциональности рук - у боксера в боевых действиях принимают участие одни руки, поэтому в условиях боя, они должны просто творить. Выполняя финты, ложные удары, обманные действия мешающие, сбивающие, уводящие, останав-ливающие, ставящие в неудобное положение, и при этом нанося разнообразные ударные действия. На ближе-средней дистанции руки становятся максимально творчески-активны.
Безостановочности движений - в боевой ситуации, наше тело находится в постоянные округлые микрозащитаные действия. В этом положении мы непредсказуемы и неуязвимы. Точно также в ударах, совершив пробив этой же рукой или сразу свободной, продолжаем легкие повторные удары или защиту. Но и здесь законченности действия нет.
Введения противника в «мертвую точку» - «мертвая точка» - это как раз конечное положение любого действия. Она присутствует в амплитудных движениях удара и защиты. Поэтому, дав боксеру возможность довести ударное действие до конца, ставим его в «мертвую точку».
Например: отбив, провалив его отклоном, отскоком, нырком, уклоном, тем самым, вводим его в «мертвую точку». А это самая лучшая ситуация для ответной контратаки.
Постановка в неудобное положение ~ предыдущий пункт полностью соответствует этому, так как тоже создается секундное положение недееспособности. А в общем, постановка в неудобное положение, это прерогатива средне-ближней дистанции и активности всего тела, в частности рук.
Скорости ответной контратаки - которая напрямую зависит от активности всего тела и в первую очередь от ног, которые, в уклоне и ударе справа, делают быструю разводку с жесткой постановкой
на ринге. А выполнив, например, отскок они вновь делают небольшой подскок, опережая тело, и идет контратака. Предплечье руки в момент защиты направляется на цель и в концовке защиты максимально быстро выстреливает по кратчайшему пути. Уклон должен быть коротким, с быстрым ответом.
Вооружение победной стратегией боя, вобравшей в себя понимание сути боя в квадрате ринга. Настроенность на ее выполнение от начала до конца:
инициатива
завязка боя
постановка в неудобное положение
развитие до точного попадания акцентированным ударом
добивание
Осознанность - мы можем научиться делать только то, что мы хотим делать, при помощи непрерывной отработки это-го. Но главное, это осознанность, а не чисто механическое повторение. Поэтому мы никогда не делаем формы и не выполняем приемы, а совершаем поиск внутри их. Истина со временем открывается в процессе. Это также аксиома воинского искусства.
Я бы хотел коснуться духовной стороны всех единоборств и в частности бокса, которая является фундаментом в обучении боевым искусствам.
В бокс приходят по многим причинам - для самообороны, для выступления на соревнованиях, ради здоровья, для самодисциплины. Все это основательные причины. Хотя из практики бокса можно извлечь много пользы, однако основная причина, по которой человек берется им заниматься - это чтобы научиться драться. Можно обладать прекрасной техникой бокса, но если ты не имеешь нужного отношения к жизни, то ничего хорошего она тебе не даст. И вот здесь роль тренера-учителя максимально высока. Как правило в секцию бокса приходят молодые люди с еще неустоявшимися духовными и нравственными принципа-ми. И первые жизненные ценности, которые должны быть сформированы в спортзале это дисциплина, уважение к тренеру, упорство в обучении. За пределами зала бокса - уважение к родителям, старшим. Помощь и защита слабого. И главное, необходимо сделать духовный выбор ценности добра и сопротивления злу.
Перед каждым из нас, в тех или иных ситуациях, встает вопрос какой поступок совершить? Поэтому тренеры, которые дают спортсменам только физические и технические навыки, не прилагая усилий в духовно-нравственном воспитании, взращивают человека неспособного справляться с трудностями и ищущего легкий путь, который оказывается всегда «скользким». Такой человек никогда не добивается поставленной цели. Препятствия и соблазны, всегда его будут уводить в сторону, предавая тех, кто в него верил. Сделанный пусть трудный, но нравственно-высокий поступок поднимает нас на ступеньку выше в духовном развитии, и мы идем по пути к Богу, зло же нас опускает вниз, и мы попадаем в сети лукавого. А он всегда опирается на физическую силу и старается привлечь в свои ряды крепких людей с еще неустоявшимися духовными ценностями, не выбравшими свой путь.
Но сила добра всегда сильней силы зла. И творить добро - это удел сильных духом людей, умеющих постоять за правое дело, защитить слабого, наказать злодея.
Мы не должны проходить мимо творящегося зла, делая вид, что мы его не видим. Этим мы ему потакаем и встаем на его путь. Зачастую, чтобы остановить
хулигана, хватает одного слова. А обучение и готовность к бою каким-то образом создают состояние, в котором вообще уменьшается потребность драться. Спокойствие и внутренняя увереность охлаждают пыл недоброже-лателя. Но если он слов не понимает, то по этому поводу блестящий мастер боевого искусства Брюс Ли однажды сказал: «Когда какой-то парень атакует вас, вместо того, чтобы реагировать на его эго, научите его реагировать на ваше». Вы должны думать про себя: «Как я благодарен, что мне сейчас представляется такая чудесная цель с большими возможностями». Не думайте о том, что ваш противник может вам повредить, а получайте удовольствие от того поражения, которое вы собираетесь ему нанести, если уж он оказал вам такую любезность. Сейчас я стараюсь научить вас тому, что я называю духом боя.
Методика постановки правого удара с максимальными уровнями скорости» жесткости, силы и акцента.
Из чего же складывается удар? Качество удара в первую очередь зависит от исходного положения, которое включает в себя определенные позиции, отдельных частей тела, таких как:
Жесткая постановка правой стопы, повернутой где-то на 85°. Пятка поднята достаточно высоко для облегчения
фиксации. Голень относительно пола находится, примерно, под углом 80°, Правильное нахождение стопы в исходном положении определяется направлением опущенной правой руки.
Левая стопа упруго и жестко упирается вперед-влево, стопы при этом паралельны. Расстояние между ними по фронту, примерно, ширина плеч. В передне-заднем направлении, в полтора раза больше ширины плеч.
Таз и плечи повернуты почти полностью боком. Таз несколько выведен назад и параллелен полу, центр тяжести тела перенесен на него. Другими словами, и быть может более правильными, энергия тела концентрируется в энергетическом центре, чуть ниже пупка. Вес тела немного больше на правой ноге.
Левая рука нащупывает цель, а правое предплечье уже направлено на неё. Для выполнения сильного акцентированного удара мы занимаем это исходное положение одним движением, которое включает в себя подскок с разводкой ног и зарядка всего тела на удар. Тело становится, как натянутая «тетива лука» . А выполнение самого удара зависит от своевременности включения всех частей тела и качества их действий.
Ноги, это платформа ударного действия, от которой отталкивается энергия. То есть таз, опираясь на жесткие ноги, короткой
ударной скруткой выстреливает энергию и массу тела в цель, сделав в конце акцентирующую остановку, которая дает свободу в движении тока энергии. Левая часть таза также участвует в скрутке и помогает правой.
Руке придается важное значение, ведь сила зависит от скорости и массы. Поэтому она, начиная движение вместе с тазом, молниеносно распрямляется к месту удара, за счет направляющего и распрямляющего активного движения локтя. Который к тому же в начальном своем движении придерживает плечо, двигаясь через сторону вверх и в руку, отпуская его в последней трети ударного движения . Для того, чтобы ударная энергия, масса тела и плечевого пояса на скрутке, без поступательного движения вперед вошли в максимально прямую, жесткую и поставленную на локоть руку. Локоть, в концовке удара находится в естественном положении сбоку, а не внизу. Кулак, локоть и плечо на одной линии, это линия силы удара.
Важное значение в концовке придается кистевому удару и
короткой остановке движения руки, для пробивая цели «выстреленной энергией» и массой тела.
Такова школа и схема выполнения сильного акцентированного удара. Во многом она не сходится с традиционным подходом. Но давайте будем смотреть «глубже и дальше», и думаю, что мы найдем плюсы со всех сторон. И при осознанной работе сможем поднять на уровень скорость, силу и пробивной акцент в ударе.
Теперь давайте поговорим о том, что нужно сделать для того, чтобы эта схема стала единой и отлаженной работала.
Для начала надо прочувствовать, как масса тела входит в ударное место. Для этого есть прекрасное упражнение, которое также ранее использовал в своих тренировках и Константин Цзю. В чем оно заключается?
- Встанем к стене на ударную дистанцию в заряженном исходном положении. Правая рука почти выпрямлена вперед, не доходя до стены 10-15 см, но плечо остается в заднем положении. Здесь мы совершаем ударное действие рукой и плечевым поясом, которое работает в режиме скрутки, без поступательного движения вперед. И чувствуем, как масса плеч входит в жесткую, прямую, поставленную на локоть руку. При вращательном движении с резкой
остановкой на линии фронта, масса левого плеча также участвует и входит в правый удар.
Очень важно, чтобы и плечи, и рука за счет своего быстрого распрямления, вместе сделали ударное действие. Тогда мы поймем, что можно только за счет плечевого пояса и активной руки уже нанести жесткий акцентированный удар. Этот же удар попробуйте на еще более близкой дистанции, оставаясь в заря-женном положении. И здесь важно ударным движением руки максимально распрямить ее, придерживая плечо в исходном положении. И если оно в концовке пробьет 2-3 см., то этот удар уже потрясет противника.
Научившись активности распрямления руки, ее жесткости в концовке, когда она принимает на себя массу и энергию плечевого пояса, переходим к прочувствование работы ног и таза в ударе.
Ноги и таз являются платформой силы и мощи удара. Поэтому найти свое удобное заряженное исходное положение просто необходимо, где ноги, таз, руки будут максимально готовы, как молниеносному удару, так и к любой защите. Вы должны заучить его, чтобы даже если вас разбудить ночью, смогли занять его одним быстрым движением, как на месте с разводкой ног, так и в подскоке. И вот,
заняв эту позицию у стены, изначально мы должны почувствовать энергию и массу таза в концовке удара. Для этого наша правая рука вытянута и пальцами касается стены, таз при этом находится в заряженном положении, а правое плечо почти во фронтальном.
Таз коротко выстреливает, с резким отдергиванием назад, энергию и массу таза. Подобно тому, как мы выплескиваем остатки воды из кружки. И этот поток, пробивает место удара. Это я описал работу без вращения правой ноги, жестко стоящей на носке или на всей ступне. К этому варианту вы со временем придете.
А начинать надо с одновременной скрутки таза и ноги, поставленной на жесткий носок, на котором она разворачивается, как на циркуле. Кстати о стопах. Нога поставленная на носок дает возможность наносить длинные удары. Плотная же постановка стоп более удобна для коротких ударных действий. Прочувствовав в ударе силу руки, плечевого пояса и таза по отдельности, переходим к их соединению. Подобно притокам рек, стекающих в одно могучее русло.
Заняв исходное, заряженное положение у стены или боксерской подушки, начинаем выполнять удар одной рукой, обязательно распрямляя ее без включения плеча. Выполненной рукой, включаем в концовку плечевой пояс. Как видим, сила и жесткость удара значительно выросли. А теперь давайте попробуем начать с таза, ударно вытолкнув его энергию и массу. Которая вместе с плечевым поясом должна войти в уже прямую и поставленную на локоть руку, сделав совместный пробив.
Осознав схему и структуру удара стоя на месте, выходим на дальнюю дистанцию и оттуда уже или подскоком с разводкой, или мелким переступанием выходим на ударную дистанцию для выполнения пробивая. А выходя на удар мелким переступанием, для его начала делаем быструю зарядку всего тела с разводкой ног и бъем этот сильный акцентированный удар.
Основные ошибки возникающие при этом:
вялые ноги, нет жесткости и опережения ими тела;
желание сделать шаг вперед, во время удара и поступательное движение туловища;
таз и плечи не делают ударного скручивания, а толкают;
правая нога распрямляется и толкает вперед;
рука делает замах;
опережающее движение делает правое плечо и за ним, с опозданием, двигается вялая рука;
рука не прилагает усилий, чтобы в концовке быть прямой и жесткой, ее локоть находится внизу, а значит нет фиксации;
нет кистевого пробива;
правое плечо ниже левого.
Кстати, для жесткой фиксации в концовке удара, правое плечо должно бьтъ поднято, а левое расслаблено и опущено.
Чтобы поднять качество действия каждого участка тела, принимающего участие в ударе, необходимо для них выполнять специальные упражнения.
Частые повторения подскока с разводкой и разводки на месте с ударом, следя за стабильным удобством положения, нарабатывая навыки, умения занять его в любой момент боя.
Спрыгивание с небольшой высоты 60-80 см. в боевой стойке, на жесткий голеностоп с последующим подскоком и ударом.
Выпрыгивание с низкого седа и приземление на жесткий, упругий голеностоп, ноги, почти, прямые.
Нанесение серий повторных прямых ударов левой по 2-3, с одновременными подскоками на обеих ногах, где ноги опережают тело и сохраняют удобство ударного положения.
Вращение таза на подскоках с выпрыгиванием вверх, где необходимо сделать несколько вращательных движений. Чем больше, тем лучше.
Чтобы почувствовать заряженное положение таза и выведение его назад для максимально удобного исходного положения на удар:
берем на плечи штангу среднего веса и садимся на таз, выводя его назад. И делаем качающие движения вверх-вниз, вес тела смещаем то на левую ногу, то постепенно на правую;
партнер сзади держит таз обеими руками, а боксер взрывается ударным вращательным движением таза; то же упражнение возможно с плечами;
находясь во фронтальном положении, работают одни руки, выполняем удары в направлении своих стоп. В начале удаpa, первым движением локоть направляет предплечье руки на цель и предплечье, как «стрела» выстреливает в место удара. Мы должны осознать, что в первом движении удара, предплечье уже должно направиться на цель. Потом идет следующее подобное упражнение, в
котором активность локтя и руки выполняет основную роль.
Фронтальное положение, делаем подскоки на месте, где смена положений ног, то левая нога впереди, правая сзади, то наоборот. На каждый подскок выполняем удары 1-2 вниз, 3-4 вперед, 5-6 вверх, 7-8 в сторону (54, 55, 56, 57).
Под наклоном упираясь спиной в стену поочередно наносим удары, только за счет одних рук, следим за правильным движением локтя, руки возвращаются по траектории удара.
Отжимание от пола, руки на ширене плеч, локти в стороны. Отжиматься за счет распрямляющегося движения локтя, т. е за счет рук. В концовке отжимания постараться коротко оттолкнуться, ускорив движение.
Прекрасное упражнение есть у Николая Николаевича Ли, называется «дриблинг». Дает жесткость рук в концовке удара силовую выносливость и безостановочность действий.
Исходное положение: упор лежа, выполняются подскоки на руках, дается счет от 1 до 10 вразнобой. Например: счет три значит боксер делает три подскока с касанием ладонями груди и продолжает дальше дриблинг.
Есть одно сильное упражнение, подобное работе со стеной, но более удобное и универсальное.
Веревка, на одном конце удобная ручка, чтобы держаться, другой конец где-то крепится. Встаем в боевую стойку, при выведенном вперед правильном ударе справа, веревка в натянутом положении. Возвращаемся в исходное положение и бьем удар, если рука согнута, значит плечо опередило руку и произошло расхождение сил. Поэтому начинаем с более простого положения. Делаем натянутость веревки, как бы на средней дистанции удара, где максимум работы руки в ее распремлении и скорейшей постановке на локоть, и минимум ударной амплитуды плеча. Активная рука и включение в концовке удара плечевого пояса здесь хорощо чувствуется. Постепенно идет удлинение удара до дистанции «обострения» с сохранением чувства соединения всех сил в месте удара.