Найти в Дзене
Шкатулка с историями

Маргарита Пармская - непослушная дочь и плохая жена. ч. 4

Магарита, вернувшись в Италию, маялась бездельем - сын остался в Нидерландах под надзором единокровного брата короля Филиппа 2, с мужем они как жили на манер кошки с собакой, так и продолжали жить. В Пьяченце стоял испанский гарнизон, который Филипп никак не соглашался вывести. К Папской курии и ее постоянным интригам, они с Оттавио теперь  отношения не имели. В-общем,  невесело.

Но тут нежданно, негаданно от брата  поступило предложение, от которого Маргарита не могла отказаться. Филипп, успешно закончив войну с Францией, посчитал свой долг перед Нидерландами выполненным, и жаждал отчалить в родную Испанию, к апельсинам, корриде и аутодафе. Но нужно было кого-то оставить на хозяйстве. Уже 55 лет Нидерландами управляли женщины -то тетка императора Карла , то его сестра. Логично было бы не нарушать счастливую традиция, и найти подходящую регентку (модный сейчас феминитив, раз уж про женщину рассказ).

Регенткой вызвалась быть все та же Кристина Датская, но хоть Филипп и млел, как всякий порядочный Габсбург, перед чарами близкой родственницы, его эта прыть насторожила. Уж больно долго Кристина прожила в Брюсселе, уж больно хорошие у нее были со всеми отношения, уж больно близкие связи с Францией. Нет, такая  регентка ему была не нужна.

Кристина Датская. С королем дружба дружбой, а служба службой
Кристина Датская. С королем дружба дружбой, а служба службой

И тут он вспомнил про сестру Маргариту, чей смышленый мальчишка рядом ошивался. С первого взгляда Маргарита казалась отличной кандидатурой - прошла тяжелую школу интриг и дипломатии при папском дворе (плюс), дочь императора (плюс), знает фламандский(плюс), полностью зависит от расположения Филиппа (плюс), сын в заложниках (плюс).

Но Филипп кое-что не учел. В Италии то, что Маргарита бастард, как бы не считалось. А вот в родных Нидерландах каждая собака помнила, что ее мать - дочь простого ткача гобеленов. И вся знать, которая и так Филиппа не жаловала, посчитала данное назначение вызовом и неуважением.

Но все было не так уж плохо поначалу. Маргарита была на самом деле умной и способной женщиной, и хоть ей и приходилось раз за разом проскакивать между молотом королевских распоряжений и наковальней общественного мнения, в целом все как-то держалось. В награду за ее труды от королевских щедрот сыну Алессандро даже подогнали в невесты настоящую принцессу крови - Мария Португальскую. Для династии парвеню Фарнезе это была блестящая победа.

Мария Португальская. Хоть и с пирсингом, а порядочная девушка
Мария Португальская. Хоть и с пирсингом, а порядочная девушка

Но тут разразился иконоборческий кальвинистский мятеж - толпы фанатиков громили церкви и оскверняли святыни. Не то, чтобы в Нидерландах никто раньше никогда не бунтовал, но и руководство было другое, и обстоятельства. В панике Маргарита доложила о ситуации Филиппу - шеф,  усе пропало! Параллельно она занималась подавлением мятежа, и таки смогла его подавить. Но когда  сообщение о том, что тревога ложная, достигло Испании, герцог Альба уже отправился в путь с самыми широкими полномочиями и самыми жесткими инструкциями. Филипп был настроен всех примерно наказать.

Герцог Альба. «Для испанского государства завоевал — 4 королевства, одержал — 9 решающих побед, успешно провел — 217 осад, прослужил — 60 лет» (Лион Фейхтвангер)
Герцог Альба. «Для испанского государства завоевал — 4 королевства, одержал — 9 решающих побед, успешно провел — 217 осад, прослужил — 60 лет» (Лион Фейхтвангер)

Когда Маргарита прочитала доверенность герцога, она сразу поняла, что становится по сути не более чем говорящей головой, и  дело пахнет керосином. Доказывать что-то и королю, и герцогу было бессмысленной тратой времени, и Маргарита подала в отставку.

Герцог ожидаемо устроил кровавую баню, Нидерланды ожидаемо взбунтовались еще сильнее, так что предыдущее иконоборческое восстание показалось детским утренником, деньги у Филиппа ожидаемо скоро закончились, наследник дон Карлос неожиданно помер, не дав Филиппу самому приехать на разбор полетов, доверие к испанской администрации ожидаемо было подорвано, недоброжелательные соседи ожидаемо вмешались... в-общем, ситуация стала практически неуправляемой.

Маргарита тем временем жила в Италии в полу-опале. Но ее сын еще в Испании сдружился со своим дядей, парой лет помоложе - еще одним бастардом императора доном Хуаном Австрийским. Дона Хуана король Филипп поставил во главе объединенного христианского флота, готового наконец дать отбор поганым туркам-бусурманам, и дон Хуан разумеется предложил своему родственнику принять участие в вечеринке. Победа была блестящей, а пиар-дивиденды от нее огромными и для дона Хуана, и для Алессандро. Они оба в одночасье стали золотыми мальчиками испанской монархии. Ну в принципе, дон Хуан и так им был, а Алессандро примазался.

Дон Хуан  - гроза турок и прекрасных дам
Дон Хуан - гроза турок и прекрасных дам

С братом доном Хуаном Маргарита тоже очень сдружилась - и на почве перемывания костей королю Филиппу, и просто так.

Его тем временем отправили в Нидерланды, где уже сломал шею и герцог Альба, и дон Луис де Рекесенс. Дон Хуан сломал там шею тоже. Настала очередь Алессандро Фарнезе. Но у него неожиданно получилось переломить не шею, а ситуацию! Король Филипп тут же то ли из лучших побуждений, то ли наоборот из худших, "на помощь" Алессандро отправил его мать Маргариту, лицемерно признав, что в сравнении с последующими эффективными менеджерами Маргарита была очень даже ничего. Видимо муж Оттавио Маргарите настолько опостылел, а услышать подтверждение своему "я же предупреждала" было настолько заманчивым, что Маргарита опрометчиво согласилась еще раз наступить на те же грабли.

Алессандро Фарнезе - отец современной Бельгии и сын Маргариты
Алессандро Фарнезе - отец современной Бельгии и сын Маргариты

Сын характером пошел в маму, и даже с ней властью особо не хотел делиться. Короче говоря, не сработались они.

Для Филиппа лучший испанский генерал Алессандро Фарнезе был всяко важнее Маргариты, и пришлось ей уехать домой не солоно хлебавши, опять.

Второго удара по гордости, да еще от собственного сына, Маргарита не выдержала. Умерла от рака, вдали от родных.

Так как окончание истории получилось грустным, в стиле "все умерли" (кстати Алессандро тоже плохо кончил в тех же Нидерландах), хочу рассказать про одну любопытную теорию заговора.

Не так давно, историки разбиравшие испанские архивы, обнаружили интересное письмо от второго мужа бывшей испанской королевы Жермены де Фуа (второй жены и вдовы Фердинанда Арагонского), что она, Жермена, оставляет в наследство свои лучшие жемчуга некой Инфанте Изабелле, дочери императора Карла 5. Прикол в том, что у императора не было известной историкам дочери по имени Изабелла. Да и с чего бы Жермене оставлять этой непонятной девочке свои драгоценности. Потянув за эту ниточку, испанские историки, основываясь на некоторых неочевидных показаниях очевидцев, пришли к выводу, что у Карла 5 был роман с вдовой его дедушки - Жерменой де Фуа. У них родилась дочь, которой мать и завещала жемчуг. Учитывая, что Генрих 8, например, посчитал разрешенный церковью брак с вдовой брата инцестом... По тем временам связь с вдовой дедушки - ну это прям практически как спать с родной бабушкой. Ну совсем уж скандальное поведение. С другой стороны в тех же архивах обнаружился еще один документ - в провинции, которой управляла Жермена, собирали денежку на подарок этой же Инфанте Изабелле на свадьбу с Алессандро Медичи. Из первой части мы помним, что за Алессандро Медичи вышла не Изабелла, а Маргарита - дочь императора. Сложив два и два, историки пошли дальше - и предположили, что горничная Иоганна ван дер Гейнст была просто подставным лицом, а на самом деле Маргарита - дочь Карла и Жермены де Фуа. Косвенное доказательство - жемчуг, который можно видеть на заглавном портрете. Вот такие скандалы, интриги, расследования)

Дисклеймер - отнюдь  не претендую на глубокое понимание причин и хода нидерландской революции.