86. Печальная история железных дорог Бразилии

3,8K прочитали
Maria Fumaça - прозвище паровозов в Бразилии. Фото из яндекс картинок
Maria Fumaça - прозвище паровозов в Бразилии. Фото из яндекс картинок

Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.

Получается не очень долго и не очень дорого. В пути я могу (наконец) выспаться, почитать очередную любимую книжку или просто поглазеть в окно.

Если мы говорим о сообщении между Москвой и Северной столицей, то, даже очень торопясь, многие выбирают скоростной поезд, ведь время, потраченное на трансферы и ожидание в самом аэропорту, сведет на нет все преимущества быстрого перелета.

Жители двух самых известных крупных городов Бразилии - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро - о таком могут только мечтать. Если вы попробуете поискать альтернативу авиаперелету из одного города в другой, то придется вам добираться на машине или на автобусе.

Я спросила у поисковой системы как добраться из Сан-Паулу в Рио (como viajar de são paulo a rio de janeiro, заглавные буквы было лень писать):

Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-2

Все результаты поиска содержали слова:

ônibus - автобус
rodoviária - автовокзал

или английское bus (автобус).

Я решила уточнить про ж/д и спросила то же самое с добавлением de trem (поездом).

Первый же сайт мне сообщил, что нашел несколько маршрутов с поездами!

Например:

источник: https://www.rome2rio.com/pt/map/São-Paulo/Rio-de-Janeiro
источник: https://www.rome2rio.com/pt/map/São-Paulo/Rio-de-Janeiro

На карте
оранжевая часть
- автобус.
зеленая (или голубая?) - самолет.
фиолетовая закорючка в конце пути - метро. Оно и есть обещанный поезд.

Неожиданно в результатах поиска выскочила фраза: TAV Rio–São Paulo. Это оказалась ссылка на страницу Википедии про O Trem de Alta Velocidade Rio-São Paulo (Высокоскоростной Поезд Рио-Сан-Паулу).

"Ну вот же!" - подумала я. "Ага, сейчас!" - ответила Википедия. Оказалось, что это только проект на ближайшее и постоянно убегающее, как линия горизонта, будущее. Эту ж/д ветку хотели построить еще к Олимпийским играм 2016 года, но не построили.

А в Бразилии вообще есть пассажирские поезда?

Есть, но мало.

Давайте сравним ситуацию в нашей стране и в Бразилии. (Все изображения нашла в Яндекс картинках).

Для начала плотность населения.

Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-4
Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-5

habitantes - жители
menos de - меньше (чем)
mais de - больше (чем)

Теперь посмотрим где у нас проложены железные дороги. Логично ожидать их там, где живут люди.

Красным цветом выделены линии, запланированные на будущее
Красным цветом выделены линии, запланированные на будущее
Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-7

ferrovia - железная дорога
existente - существующая
planejada - запланированная

Вроде все в порядке. Почему же все едут на автобусах или летают?

Так исторически сложилось

Во-первых, большая часть существующих железных дорог используется под грузоперевозки. При этом, большая часть грузоперевозок в стране отдана не поездам:

Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-8

transporte de carga - грузоперевозки
ferroviária
- железнодорожное сообщение
rodoviária - дороги (roda - колесо)
aquaviária - водный путь
outros - другие

Во-вторых, в стране примерно в середине 20-го века было отдано предпочтение строительству автомобильных дорог. Правительству таким образом хотелось стимулировать производителей автомобилей, поэтому и железные дороги и подвижной состав на много лет остались без внимания.

Старые станции долгие годы ветшали, некоторые позже стали музеями.

В документальном фильме об истории железных дорог Бразилии, железнодорожники-пенсионеры вспоминают о старых временах, утирая слезы.

Пик развития железных дорог Бразилии пришелся на 1958 год.

Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-9

mil - тысяча

Посмотрите, как картина изменилась к 2007 году.

Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-10

При этом около 62% оставшихся дорог находятся в ужасном состоянии.

Ferrovia do Diabo

На севере страны в 1912 году с большим трудом и ценой многих жизней построили железнодорожную ветку Estrada de Ferro Madeira-Mamoré, которая должна была помочь доставлять бразильскую и боливийскую резину к Амазонке, значительно сокращая путь к покупателю.

Карта на английском, так строительством руководили инженеры из США
Карта на английском, так строительством руководили инженеры из США

До этого момента груз нужно было или переправлять к портам на запад через Анды, или на лодках по другим рекам (среди них Madeira и Mamoré, давшие название ж/д ветке) на восток к Амазонке.

Последний путь был короче, но на реках было много порогов и в целом такой способ был довольно тяжелым и опасным.

Лодки через пороги приходилось переправлять вручную.
Лодки через пороги приходилось переправлять вручную.

Железную дорогу через амазонские леса удалось построить не с первой попытки (начало работ - 1860-е годы). Тысячи рабочих погибли от болезней и столкновений с местными индейцами. И дорога, купленная такой ценой, получила прозвище Ferrovia do Diabo (Железная Дорога Дьявола).

Уже в 1920-х годах в регионе, да и во всей стране, началось непростое время - экономический кризис, массовые забастовки. В 1930-х правительство национализировало железные дороги, а потом и совсем их забросило.

Сейчас в лесах Амазонки ржавеют не проданные на металлолом остатки поездов, стоящие на заросших буйной зеленью путях.

Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-13
Поезд - мой любимый вид транспорта. Если я снова соберусь в Санкт-Петербург или на Урал в гости к родителям, то поеду на поезде.  Получается не очень долго и не очень дорого.-14

В Бразилии есть люди, которые никогда в жизни не ездили на поезде. В города, находящиеся на севере страны попасть можно только самолетом. Тысячи автобусов ежедневно отправляются в путешествие по пробкам на междугородних шоссе.

Многие из уцелевших (или недавно восстановленных) железнодорожных участков используются больше в качестве развлечения для туристов.

Такая получилась грустная история.

***

О маленьких бразильских продавцах газет читайте здесь.

К КАТАЛОГУ ПУБЛИКАЦИЙ

***

Угостить автора чашечкой кофе:

Хоум 2200 5001 7004 1670

Obrigada do fundo do coração!

***