В среду, 18 сентября, нам с женой предстоял перелет вечерним рейсом «Аэрофлота» из Геленджика в Москву. Однако сильный ветер в аэропорту вылета несколько нарушил наши планы.
Метеозависимый аэропорт
Ветер поднялся с прошлой ночи. Когда в Геленджике сильный ветер, самолеты обычно там не садятся. Взлетно-посадочная полоса здесь зажата между морем и горами, но при этом Росавиация запрещает авиакомпаниям взлетать на горы и садиться с их стороны, а посадка с моря в условиях сильного ветра может быть небезопасна.
«Победа» какое-то время тому назад даже судилась с Росавиацией за возврат права взлетать на горы (раньше авиакомпаниям это было разрешено), однако проиграла во всех инстанциях.
Когда в наш день полета с утра задул ветер, я полез на flightradar24 смотреть, садятся ли самолеты в Геленджике. Самолеты не приземлялись и улетали в Анапу. Причем, что интересно, самолеты «Победы» и «Аэрофлота» подлетали к Геленджику, давали несколько кругов над морем, после чего, видимо, командиры принимали решение и летели в Витязево (так называется анапский аэропорт). Другие авиакомпании в Витязево летели напрямую из Москвы, даже не пытаясь сесть в Геленджике.
Я позвонил в аэропорт спросить, нет ли прогноза погоды на вечер.
«Ничего не можем сказать, все решается в режиме реального времени. Если самолет уходит в Анапу, вас сажают в автобусы и везут туда, задержка три часа», – сказали мне.
Ну что ж, новый опыт получить было бы даже интересно. Жена в этом году багаж уже теряла, а тут грозила смена аэропорта...
Грязный аэровокзал
Когда мы ехали в аэропорт на такси, «наш» Airbus A320 «Аэрофлота» как раз кружил над морем. Мы успели приехать, распечатать посадочные, многие даже прошли предполетный досмотр (мы не пошли, понимая возможную бессмысленность затеи, да и воду у нас отняли бы). Самолет все кружил, а сотрудники аэропорта ничего не знали. Уже и регистрация закончилась, а он еще не приземлился.
Как только я увидел на flightradar, что борт-таки ушел на запасной аэродром, по громкой связи объявили, что в ближайшее время за пассажирами рейса на привокзальную площадь прибудут автобусы, которые доставят всех в Анапу.
А у меня пока было время осмотреть аэропорт. Вернее, он тут называется «аэровокзал». Из-за рекламы кажется, что «Аэровокзал Согаз». Чувства вкуса тутошним хозяевам не достает.
Маленькое здание. Меньше 10 стоек регистрации, несколько банкоматов, пара сувенирных лавок на улице, отдельный ангарчик – VIP-зал.
На зиму аэровокзал закрывается.
Такого грязного туалета я не видел давно даже на ж/д вокзалах. Листок, где должны были стоять подписи уборщиков с указанием времени к 19:00, оставался девственно чист. На раковине рос червяк.
Можете себе представить уровень менеджмента в этом аэропорте.
UPD Изначально на этом месте текста упоминался «Базэл», как бывший владелец аэропорта, но, как верно заметил читатель в комментариях, сейчас «Базэл» аэропортом больше не управляет.
«С этим прохвостом дел не имею»
Пока ждали автобусов, на аэропортовой территории скопилось немало людей. Подъехали пассажиры еще одного рейса – авиакомпании «Ютэйр» Геленджик – Москва, который должен был улетать через час после нас. «Ютэйр» в отличие от «Аэрофлота» не кружил и сразу ушел в Анапу.
Автобусы приехали лишь спустя час после того, как их анонсировали.
«Пассажиров рейса "Аэрофлота" в Москву на привокзальной площади ожидают автобусы. Номера ваших автобусов: такой, такой и сякой», – сказали в динамике.
Из всех трехзначных номеров я запомнил только «три девятки». Но автобусов на площади не было. Пришла суровая сотрудница аэропорта и стала рулить. «Так, Аэрофлот, выстроились тут. Вперед пропускаем женщин с детьми и инвалидов, Ютэйр, вообще уйдите отсюда», – командовала она.
А дальше случился шах и мат. Вместо трех автобусов приехали шесть. И все они открыли двери. Ну, вы понимаете, да, что произошло потом? Какой там «Аэрофлот», какой «Ютэйр», все, перемешавшись, побежали брать автобусы штурмом, водители, в основном, ничего не знали.
Мы с женой сели в один из автобусов. Наш водитель был подкован. Он как мог держал оборону:
«Ютэйру сюда нельзя, я вас не повезу» – «А куда нам?» – «Спрашивайте там. Здесь только Аэрофлот. Вы Аэрофлот? Проходите в автобус».
В какой-то момент прибежала толпа.
«Откуда вы все? Аэрофлот?» – «Нет, Ютэйр» – «Вам сюда нельзя, идите в свои автобусы» – «Но там сказали, что теперь все вперемешку» – «Подождите, я узнаю», – сказал водитель и закрыл дверь.
Пассажиры стали возмущаться бардаку.
«Сейчас я вам еще кое-что расскажу, вы упадете. Вот сейчас прошло 15 минут, мне надо выехать с парковки и снова заехать, а то с меня возьмут 400 рублей», – объяснил водитель.
Сделали кружок через шлагбаум.
«У меня ж Аэрофлот, а тут враги идут. Я с этим прохвостом не сотрудничаю», – объяснял кому-то шофер по телефону. Было видно, что «Ютэйр» когда-то и чем-то ему очень сильно насолил. И стало понятно, что платит, видимо, не аэропорт, а авиакомпании.
В конце концов, к шоферу подошел какой-то сотрудник аэропорта со словами: «Вези всех, тебе оформят, как Аэрофлот». Мужик вздохнул и открыл двери.
Сданный пассажирами багаж тоже загрузили в багажники автобусов и в 19:35, спустя час после того, как мы должны были улететь из Геленджика, автобус отправился на Анапу.
Дорога заняла два часа. Большая часть пролегала через дождливый Новороссийск. В автобусе стояли упаковки воды по 0,5 литра для пассажиров. Кто хотел, взял.
Досмотр без досмотра
В Анапе все прошло на удивление быстро и четко. Автобусы подъехали почти к дверям аэропорта, внутри по громкой связи тут же объявили, что пассажиры рейсов из Геленджика приглашаются для прохождения предполетного контроля. Выстроившаяся на проверку документов очередь из пассажиров двух самолетов рассосалась минут за 10. Я как раз в тамошней столовке успел котлету съесть.
Досмотр тоже был формальным, а вот это полный швах. Люди шли с открытыми и закрытыми бутылками воды. Ноутбук мой даже не попросили вынуть из рюкзака, не то что там экран включить...
Наблюдал такую картинку. Женщина, сидящая за монитором у интроскопа («ящик», который просвечивает вещи) явно заметила что-то подозрительное в одном из ящиков с вещами:
«Женщина? Чей серый ящик? Уже ушла? Ну ладно».
Эээээ... Так тоже можно?!
От здания аэропорта до самолета – метров 50. Но посадка через автобусы. Успеваю заметить, как симпатично все оформлено в анапском аэропорту.
Новенький A320 ждет.
Быстрая посадка и...
«Вас приветствует на борту командир корабля Александр Керокосянц. Сегодня мы совершим перелет по маршруту Анапа – Москва. От лица авиакомпании я приношу извинения за задержку рейса, связанную с неблагоприятными метеоусловиями в аэропорту Геленджика».
Полетели. Несмотря на поздний час в небе над Шереметьево как всегда пробки. Облетев Москву справа, слетали до Дмитрова, развернулись и в начале первого приземлились. На три часа позже, чем должны были, если бы летели напрямую из Геленджика.