У игровых журналистов хорошо получается делать видеоигры. Самый яркий пример — это Bastion и Transistor, над которыми в составе Supergiant Games работал Грег Касавин (Greg Kasavin), бывший главред GameSpot. В белорусской Weappy Studio всем заправляют два моих бывших коллеги, с которыми мы когда-то вместе работали в игровом журнале, — Илья Янович и Ян Кузовлев. Их симулятор шефа полиции This Is the Police тоже оказался отличной игрой. Сиквел, в котором появились новые механики, вызвал более противоречивые отклики. Но, по словам Ильи Яновича, игра была коммерчески успешной. Поэтому сейчас Weappy Studio работает над новым крупным проектом. А пока выпустила спин-офф, который получил название Rebel Cops.
В погоне за славой
Rebel Cops целиком и полностью сосредоточена на тактических сражениях. Больше никаких затянутых кат-сцен, простынь диалогов, душевных переживаний и моральных дилемм. Фабула Rebel Cops предельно проста — в городе Риптон власть и даже полицейский департамент захватил криминальный авторитет Виктор Зуев, а несогласные с ним копы ушли в подполье. Местные жители собирают для них деньги, а полицейские-партизаны выполняют их просьбы и пытаются разрушить империю Зуева.
Согласитесь, звучит несколько натянуто, а для нас, россиян, и вовсе смешно. Но такая завязка позволила реализовать в Rebel Cops почти «икскомовскую» геймплейную схему. На карте мы выбираем основные и побочные задания, торгуем, экипируем и прокачиваем бойцов, а потом отправляемся воевать непосредственно на пересечённую местность.
Если при этом ещё и выполняем поручения простых людей (освободить чью-то дочь, забрать у преступников аркадный автомат и так далее), то мы не только получим дополнительные деньги и полезную экипировку, но и увеличим уровень народной славы. А последняя влияет на цены у торговца и на то, как активно к нам будут присоединяться новые копы. Если же взять такое задание и не выполнить, то уровень славы упадёт.
Давай сделаем это по-тихому
Так как у нас тут подполье и партизанщина, миссии в основном прямо или не очень подталкивают к тихому прохождению. Поэтому в арсенале бойцов есть нелетальное оружие — дубинки и шокеры, вырубающие врагов на какое-то количество ходов, в течение которых на них можно надеть наручники. К тому же именно за аресты, а не за убийства дают больше опыта. Если же шуметь и палить, то враги могут заметить нас, поднять тревогу и вызвать подкрепление. Поэтому и двери лучше не вышибать, а открывать отмычкой.
Также можно приказать преступнику сдаться. Шанс успеха зависит от расстояния до противника и некоторых других условий. Например, если выстрелить ему в ногу (не сможет ходить) или в руку (не сможет стрелять), то вероятность, что он сдастся, существенно возрастёт.
Да, в Rebel Cops реализованы точечные повреждения. При этом выстрел в голову убивает наповал, а остальные ранения приводят к тому, что персонаж начинает истекать кровью — и истечёт, если его во время не подлечит аптечкой напарник.
Копы на прокачку
За аресты также выдаются так называемые очки бунтаря, за которые можно активировать местные аналоги заклинаний — включить для всех, у кого остались очки действия, режим наблюдения, сделать бойцов на этот ход точнее или незаметнее, подсветить всех противников на карте или даже отправить за решётку всех преступников, попавших в наше поле зрения.
Естественно, все бойцы прокачиваются. Помимо общих параметров (сила, стрельба, скорость) у них есть разные «перки» — некоторые увеличивают шансы убедить преступника сдаться, другие позволяют дальше видеть, успешнее уворачиваться от пуль и так далее. С получением новых уровней мы выбираем новые навыки. При этом, если боец чаще действовал по-тихому, ему игра предложит именно способности, связанные со стелс-механикой. И наоборот.
Прокачанные персонажи тут на вес золота, но использовать только их не получится. Копы имеют свойство уставать — в таком состоянии они становятся менее эффективными. Поэтому лучше дать им отдохнуть и взять на следующую миссию других полицейских. А уж когда кто-то погибнет, тут же возникнет желание переиграть миссию — к своим подопечным успеваешь привыкнуть, пусть они и не общаются между собой, не делятся персональными квестами и не травят анекдоты.
Немного критики
В целом тактическая система в Rebel Cops проста — за один ход каждый боец может совершить два действия. Но при этом нельзя использовать высоты, бегать по крышам, нельзя «зацеливать» какой-то участок местности и менять положение бойцов. У противников плохо реализована зона видимости — враг тут не видит нашего копа, стоящего от него сбоку на расстоянии одной клетки.
Более того, оппоненты практически не используют режим наблюдения и не могут поднимать тревогу или как-то реагировать на действия игрока в течение его хода. Поэтому вы можете смело подбежать к врагу и, например, огреть его дубинкой — никаких ответных действий не последует, даже если несколько противников с оружием наперевес заметили эти манёвры.
Также здесь присутствует элемент случайности, как в последних XCOM. У меня были случаи, когда даже раненый босс, вокруг которого с оружием наготове стояли мои копы, при почти 100-процентном шансе надеть на него наручники отказывался сдаваться. И так раза три подряд. Приходилось переигрывать большой кусок миссии, пока «рандом» наконец не смилостивился надо мной.
Условные условности
Укрытия есть, но они порой работают странно. Вы можете спрятаться за кустом, и игра посчитает, что это полное укрытие — враги почти гарантированно будут мазать. А вот укрытие за невысоким бетонным забором будет считаться неполным, и противники вполне могут ранить спрятавшегося за ним стража порядка.
Ещё более странной условностью выглядит невозможность подбирать оружие или хотя бы патроны с трупов. То есть если у вашего персонажа закончились боеприпасы, то так до конца миссии он и не сможет стрелять. Илья Янович объяснил мне это соображениями внутриигровой экономики: дескать, если позволить «лутать» врагов, то исчезнет необходимость заходить в магазин на карте. Тем не менее, согласитесь, ситуация, при которой коп, оставшийся без патронов, в разгар боя не может взять чужое оружие, смотрится по меньшей мере нереалистично.
И в любом случае для полицейских-партизан, которые вроде как нищие и постоянно нуждаются в экипировке, куда логичнее было бы именно подбирать и уносить с собой оружие и бронежилеты врагов, а не таскать телевизоры, бутылки вина и игровые аркадные автоматы по поручению какого-нибудь местного Васи Пупкина.
И всё равно круто
Однако всё это по большому счёту лишь брюзжание. В общем и целом Rebel Cops — отличная тактика, которая постоянно бросает вызов и вынуждает действовать выверенно, грамотно, просчитывая каждый шаг. Тем более что на уровнях сложности, отличных от лёгкого, количество сохранений ограниченно. А некоторые пробелы в поведении ИИ с лихвой компенсируются количеством врагов, к которым часто ещё и подкрепления приходят. Вдобавок тут легко умереть от одного попадания или за несколько ходов истечь кровью.
Это заставляет использовать все тактические возможности. Например, бойцы должны прикрывать друг друга — так они смогут предупредить коллегу об опасности. Или в какой-то момент в наших рядах появится снайпер — раз в три хода он может «просветить» определённый участок локации или точным выстрелом снять мешающего нам противника.
А ещё в Rebel Cops действительно интересные миссии со своими условиями. С одной стороны, зачастую тут достаточно большие локации, которые нужно прочёсывать, чтобы выполнять поручения граждан и собирать разные ценные предметы — это увеличивает доход от успешно выполненного задания. С другой — нередко действуют ограничения по времени: нужно добраться до депо, чтобы остановить поезд, или постараться выполнить задание до рассвета, пока на двух джипах не прибыла дополнительная охрана.
Можно, конечно, по-разному относиться к тому, что авторы смешали и таймеры, и свободное исследование, и поиск ценностей в одном флаконе. Но скучно в такой ситуации точно не будет.
***
Уж не знаю, каким будет следующий проект Weappy Studio, но серией This Is the Police разработчики доказали, что они умеют делать отличные, стильные игры. Да, Rebel Cops — не идеальная тактика, но в ней есть и вызов, и свои «фишки», и атмосфера, и опять же стиль — копы-бунтари сражаются с преступниками под джаз и в окружении пролетающих по экрану листьев. Видно, что люди, которые по долгу службы переиграли в огромное количество тактических стратегий, знают, чего игрокам действительно не хватает, что могло бы их заинтересовать. В общем, настоящая авторская работа. Надеюсь, этот подход сохранится и в будущих творениях студии.
Плюсы: интересные и сложные миссии; достаточно богатая тактическая механика; большие локации, которые можно свободно исследовать во время заданий; возможность проходить миссии по стелсу; стильная картинка; атмосферный джазовый саундтрек.
Минусы: присутствуют раздражающие игровые условности; местами слабый ИИ; «рандом» порой мешает.
Автор: Кирилл Волошин
Оригинал: https://stopgame.ru/show/105933/rebel_cops_review