Найти в Дзене
Роман Апрелев

Состояние культуры в Донбассе

Несмотря на сложную обстановку на востоке Украины, культурная жизнь там не затихла. Когда говорят пушки, музы молчать не согласны. Однажды удалось поговорить с артистами из Донецка, сейчас поделюсь их словами.

- У нас прифронтовой театр: в 12 километрах взрывались снаряды. «Градами» разбивало дома. Театр стоит на передовой, - рассказывает генеральный директор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко. – Склад наши земляки, к сожалению, сожгли: погибли все декорации и костюмы. Но мы постепенно возрождаем наши спектакли. Главная цель – духовно поддержать зрителей. Люди пошли в театр так, как не ходили до войны. Концертные организации закрылись, поэтому стало меньше культурного досуга. Наши актеры работают под взрывами, как полноценные воины. Бывало, что в ста метрах от здания падали бомбы. На «Мистере Икс» как-то погас свет, а зрители не ушли. И мы продолжили спектакль.

Нынешнее руководство самопровозглашенной ДНР оказывает поддержку театру, хотя выживать приходится в основном за счет сборов. В зависимости от политической ситуации меняется и репертуар. Например, в 2014 году со сцены убрали балет украинского композитора Михаила Скорульского «Лiсова пiсня» («Лесная песня»), в основу либретто которого положена одноименная пьеса Леси Украинки. Однако весной 2017 года спектакль вернулся на донецкие подмостки. А вот опера «Богдан Хмельницкий» на русском языке шла до тех пор, пока не сгорел склад.

-2

Были немалые трудности с кадрами. Пять лет назад в штате осталось лишь половина сотрудников, остальные покинули город. С тех пор некоторые вернулись. А чьи-то вакансии заполнила талантливая молодежь из Донецка, Луганска, Херсона. Конечно, сложнее всего найти солистов – их было лишь восемь человек. Теперь почти три десятка.

С началом военных действий театр лишился всех дирижеров. Но за пульт встали сами музыканты. Так, нынешний главный дирижер Юрий Парамоненко специально отучился в Ростове-на-Дону.

- В 2014 году в нашем оркестре из 70 человек оставалось лишь 23. В основном молодежь. Им сказали, что денег нет. Но они согласились работать просто так, - говорит Парамоненко.

Читайте также: Основные правила Пекинской оперы

СВО
1,21 млн интересуются