Найти тему

Программа Blender; создание 3D текста. Часть I.

Трёхмерный текст в компьютерной графике очень впечатляет. Для его получения можно воспользоваться различными программами. Я предпочитаю делать это в Blender 3D. Кроме 3D-текста, в Blender можно делать ещё много чего, однако другие функции программы мне нужны очень редко. Несмотря на то, что недавно вышла версия 2.80, лучше работать с предыдущей версией — 2.79b. Во первых, русификация новой версии пока не очень хорошая. Но она, правда, начинающим пользователям и ни к чему — обучающая литература (Кронистер, Прахов) описывает работу с англоязычным интерфейсом. Во вторых, резко изменился интерфейс, что поначалу непривычно (похоже, для Blender это становится дурной традицией — то же самое было при переходе от версии 2.49 к версии 2.5). Кроме того, версия вообще сырая — пользователи на форумах жалуются на баги. Конечно, в дальнейшем всё равно придётся переходить на новую версию, но лучше подождать некоторое время, пока разработчики не доведут её до ума и не выйдет обучающая литература на русском языке. Загрузить программу версии 2.79b можно здесь.
 Итак, устанавливаем и запускаем программу. Сначала русифицируем интерфейс. Для русификации программы нужно найти в настройки программы (это можно сделать, нажав сочетание клавиш
Ctrl+Alt+U), в открывшемся окне настроек переключитесь на вкладку System (она находится в правом верхнем углу), далее, в нижнем правом углу будет чекбокс называющийся International fonts. Смело ставьте галочку, после чего под чекбоксом появятся дополнительные параметры:
— в поле
Language нужно выбрать Russian;
— щёлкнуть по полям
Interface,Tooltips, New Data для перевода на русский интерфейса и всплывающих подсказок.
— в левом нижнем углу нажать кнопку
Сохранить настройки.

Русификация интерфейса  Blender
Русификация интерфейса Blender

Шрифты интерфейса мелковаты и напрягают зрение. Увеличим их. Перейдём в меню Темы. Слева на панели откроем пункт Стиль текста. Сделаем нужные размеры в пунктах Заголовок панели, Виджет и Метка виджета. Сохраним настройки.

Настройка шрифтов интерфейса
Настройка шрифтов интерфейса

Теперь можно заняться созданием надписи. Куб у нас уже выделен. На левой панели нажимаем Удалить. Подтверждаем. У нас осталась камера и лампа. Слева на панели нажимаем Созд, продвигаем верхний бегунок вниз, выбираем Текст. Появляется текст. Нажмём F12 для рендеринга. Выглядит как-то не очень. Нажмём esc для выхода из просмотра. Поработаем с текстом. Раздвинем влево правую панель. Щёлкнем по кнопке F для операций со шрифтом. Выберем пункт ШрифтОбычный и подключим нужный нам шрифт (в качестве примера я буду использовать бесплатный церковнославянский шрифт Evangelie, который можно взять здесь). Лучше его заранее поместить в папку с проектом и подключать оттуда. Нажимаем Tab для работы с текстом, стираем слово Text и пишем что хотим. Опять нажимаем Tab и выходим из режима редактирования.

Создание надписи
Создание надписи
Выбор шрифта
Выбор шрифта

Теперь освоим кнопки S,G,N. C помощью S масштабируем, с помощью G передвигаем, а с помощью N вращаем надпись до получения нужного вида при нажатии F12. Кнопка N включает ещё одну панель; там и подбираем параметры вращения в плоскостях X, Y, Z. Можно подбирать цифры; можно быстро двигать их мышкой. При повторном нажатии N панель отключается.

Масштабирование, перемещение, вращение надписи
Масштабирование, перемещение, вращение надписи

Настроим цвет надписи. Нажмём кружок справа от буквы F подберём нужный цвет текста. Также тут можно настроить параметры отблеска, прозрачность, собственное свечение надписи и другие параметры. Нажмём F12 для рендеринга и предварительного просмотра.

Изменение цвета текста
Изменение цвета текста

 Для настройки цвета фона нажмём другой кружок (четвёртый слева) и в пункте Цвет горизонта создадим белый цвет.

Изменение цвета фона
Изменение цвета фона

Для настройки 3D снова нажмём кнопку F. Можно прибавить размер, сделать наклон вправо или влево, увеличить межсимвольные интервалы, но главное: в разделе Геометрия изменим пункт Выдавить (он даёт трёхмерный эффект) и, если надо, Глубина (создаётся фаска). Нажмём F12 и посмотрим, что вышло.

3D текст
3D текст

Здесь у нас хорошая (даже несколько избыточная) освещённость, но если это не так, можно поиграться и с ней — продублировать лампочку (щёлкнуть по ней правой кнопкой мыши и нажать Shift+D) и перетащить её куда-нибудь, изменить энергию, добавить новый источник света. Я немного уменьшил энергию лампы.

Настройка источников освещения
Настройка источников освещения

Выходим на финишную прямую. Нажмём значок фотоаппарата (крайняя левая кнопка). Вначале уберём фон — для этого выберем формат PNG или TIFF с опцией RGBA, глубину сделаем 16, насчёт сжатия сами думайте. Откроем пункт Затенение, в окошке Альфа выберем С прозрачностью. Нажмём F12 и убедимся, что фон пропал.

Удаление фона
Удаление фона

 И финальная операция — поднимемся вверх к пункту Размеры. В пункте Сглаживание ставим 16 (чем больше, тем лучше качество), Разрешение ставим 100, а значения X и Y увеличим до нужной величины (в этом примере я умножил их на 2). Лучше потом в программе обработки изображений уменьшить большую надпись, чем растягивать маленькую. Нажмём F12. Рендеринг идёт медленно — файл получается здоровый.

Настройка параметров рендеринга
Настройка параметров рендеринга

Когда он завершится , нажмём F3. Выберем папку для сохранения и сохраним файл.

Сохранение файла
Сохранение файла

Посмотрим в каком-нибудь вьювере, что вышло — 3D текст на прозрачном фоне.

Просмотр результатов
Просмотр результатов

В начале работы с программой надо почаще сохранять свой рабочий файл: Blender при закрытии не предлагает его сохранить, вследствие чего данные могут быть потеряны. Для отмены ненужной операции используйте сочетание клавиш Ctrl+Z. Лицензия программы — GNU GPL версии 2 или новее. По поводу обучающей литературы: для начинающих лучший выбор будет книга «Blender Basics 2.6»  Джеймса Кронистера (на русский переведено 4-е издание). Книга распространяется свободно. Также неплохая книга Прахов А.А. «Самоучитель Blender 2.7».