Действующий чемпион мира в личном многоборье Артур Далалоян - о целях на главный старт сезона, о взаимоотношениях с тренером, а также о том, как свадьба и рождение ребенка могут изменить жизнь 23-летнего спортсмена.
С 4 по 13 октября в немецком Штутгарте пройдет чемпионат мира по спортивной гимнастике. Одним из тех, к кому точно будет приковано внимание публики по ходу турнира, станет двукратный чемпион мира из России Артур Далалоян. Именно он в прошлом году выиграл для нашей команды первое с 1999 года золото в личном многоборье, а перед стартом ЧМ-2019 поговорил с порталом Team Russia.
О КОЛИЧЕСТВЕ ОЛИМПИЙСКИХ МЕДАЛЕЙ ПОКА НЕ ДУМАЮ
– Основная цель на предстоящий турнир — побороться за командное золото, — начал Далалоян. — Для меня это самая желанная медаль. Мы с ребятами готовы очень хорошо, проделали большой объем работы, и, думаю, никаких трудностей возникнуть не должно.
– Есть желание превзойти свое прошлогоднее достижение?
– На личный турнир в этом году особой ставки не делаю. Конечно, будет замечательно, если получится осуществить все задуманное. И по физическому состоянию чувствую, что готов бороться за медали. Но основная цель – командный финал.
– Почему такой акцент именно на команде?
– Дело в том, что в прошлом году в командном финале на брусьях я допустил ошибку, из-за чего от выступлений на всем чемпионате мира остался неприятный осадок. И на предстоящем турнире не хотел бы допускать чего-то подобного.
– В 2018-м вы стали самым элегантным спортсменом турнира. По личным ощущениям, готовы претендовать на этот титул снова?
– Могу сказать, что стиль моей гимнастики не изменился, да и работать меньше я не стал. Поэтому считаю, что элегантность исполнения я не потерял и смогу показать ее на предстоящем старте.
– Ваш тренер на чемпионате Европы говорил о том, что вы готовите к ЧМ-2019 элементы, которые позволят вам быть на две головы выше остальных. Неужели мы увидим на турнире Артура Далалояна на новом уровне?
– На две головы – вряд ли. Чемпионат мира очень ответственный старт. И рисковать в каких-то моментах, делать что-то сверхъестественное – недопустимо. Первоочередная цель – стабильное, жесткое исполнение комбинаций, которое ты делаешь на тренировках из раза в раз. Но какие-то упражнения мы действительно усложнили. Так, к примеру, добавили и обкатали новые комбинации на коне, на кольцах, на перекладине, на вольных упражнениях – осталось реализовать их на помосте.
– После победы на предыдущем турнире легко находить мотивацию для новых побед на чемпионатах? Не кажется это неким пройденным этапом?
– Недавно я действительно столкнулся с этой проблемой и почувствовал недостаток мотивации. Мне казалось, что на соревнованиях подобного уровня я уже всего достиг, мне хотелось чего-то нового и большого. Во многих моментах я начинал терять себя, что особенно сказывалось в работе. Но во второй половине года мне удалось мобилизоваться, и я вновь начал работать не покладая рук. Просто мне захотелось достойно выглядеть, чтобы отстоять свою честь.
– Есть ли у вас какая-то глобальная цель или мечта, связанная со спортивной гимнастикой? Может, думаете замахнуться на 10 золотых олимпийских медалей?
– О 10 пока не задумываюсь и не мечтаю. Но, как и у любого спортсмена, есть цель – золотая олимпийская медаль. Это в моей карьере будет самым высоким достижением, к которому я стремлюсь.
– Дальше планов не строите?
– Мне кажется, дальше пока нет смысла заглядывать. На данный момент есть именно такие цели и задачи. И предстоящий год будет очень непростым, поэтому о дальнейших планах думать будем потом.
В ГЕРМАНИИ СОРЕВНОВАНИЯ ПРОХОДЯТ ОЧЕНЬ ЖИВО
– Вся ваша спортивная карьера проходит под руководством одного человека – Александра Калинина. Расскажите, как вам удалось проработать вместе 17 лет. Не было мыслей сменить наставника, когда что-то не получалось?
– Очень благодарен моему тренеру, вместе с которым мы прошли весь этот путь. Во многом именно его терпение позволило ему быть со мной, а мне – с ним. Я – человек очень непростой. И у нас действительно были моменты, когда мы чуть не разошлись, особенно в 17-18 лет, когда все внутри меня кипело. Но потом настал более осознанный возраст, я начал понимать, насколько тяжело меня терпеть и работать вместе. Стал осознавать, что мой тренер, как и я, полностью отстранен от семьи, от жизни вне зала и, что он ради успеха и достижений также идет на жертвы.
– Проводите ли с ним время за пределами тренировок? Ведь вы не раз говорили, что он во многом заменил вам отца.
– Когда нет серьезной подготовки, сборов, мы ходим друг к другу в гости или можем где-то встретиться, посидеть в ресторане.
– Вы стараетесь полностью концентрироваться на соревнованиях и всю энергию и эмоции направляете именно туда. А получается посмотреть города, в которых проходят турниры, или думаете исключительно о соревнованиях?
– На чемпионаты мира и Европы мы, как правило, приезжаем за неделю до старта. В эти дни у нас усиленные тренировки, но остаются силы и на то, чтобы прогуляться, посмотреть достопримечательности. Считаю, что перед турниром очень важно развеяться, а не затухать в номере, так можно перегореть. Нельзя всегда быть полностью сконцентрированным на соревнованиях – все равно нужно поднимать глаза и подбородок выше, чтобы рассматривать горизонты.
– В Штутгарте бывали? Есть какие-то планы на этот город во время предстоящего чемпионата мира?
– Да, я был в этом городе. И хочу сказать, что там очень хорошо организовывают соревнования, собирается много публики. Во многих странах, даже у нас, в России, непривычно видеть на соревнованиях по спортивной гимнастике столько болельщиков. А в Германии люди заинтересованы этим видом спорта, постоянно приходят поддерживать спортсменов. Так что соревнования там проходят очень живо.
– Может, у вас есть любимое место в Штутгарте, куда планируете сходить?
– Там находится главный завод «Мерседес-Бенц». А рядом с ним расположен музей этой компании, где можно увидеть как самые старые автомобили, так и абсолютно новые. Я там уже бывал и остался под огромным впечатлением, ведь по этому музею можно увидеть, как стремительно развивается наш мир. Да и вообще Штутгарт – красивый, свежий город, поэтому, я думаю, мы найдем, чем себя развлечь.
ЗА ТРИ НЕДЕЛИ ДО СТАРТА АБСТРАГИРУЮСЬ ОТ ВСЕГО
– Близких с собой не берете?
– Нет, семья остается дома и будет смотреть мои выступления по телевизору. Ведь у меня месяц назад родилась дочка, ей пока рано летать.
– Когда она повзрослеет, будете брать семью с собой? Известно, что вы не любите, когда родные присутствуют на трибунах.
– Это правда. У меня возникает дополнительное волнение и эмоции, которые могут в какой-то момент помешать выполнению работы. Но, я думаю, нужно привыкать к тому, что семья должна болеть за меня на трибунах. Надеюсь, что в дальнейшем стану сильнее и научусь справляться и с этими эмоциями. Так что, когда дочка подрастет, ее тоже можно будет увидеть на арене.
– Расскажите, что поменялось внутри вас после свадьбы и рождения дочки. Может, по-другому стали смотреть на спорт?
– Семья – это огромная ответственность, и к спорту я уже отношусь не как к хобби, а как к работе, благодаря которой я могу двигаться дальше и обеспечивать свою семью. Кроме этого, семья – важнейшая составляющая в моей мотивации. В том числе, чтобы, несмотря на большой прошлогодний успех, продолжать двигаться дальше.
– После тренировок стали быстрее уходить домой?
– Конечно. Сейчас, правда, за три недели до соревнований абстрагируюсь от всего. Но до этого я головой уделял тренировкам меньше времени, чем жене и дочке. Хочется сделать определенный объем работы, сесть в машину и поехать домой, чтобы наслаждаться моментами семейной жизни.
– Как вам тогда удается абстрагироваться за три недели до соревнований?
– Просто ко всему нужно подходить с головой. Желаю своей жене и дочке самого лучшего. И я понимаю, что если буду жертвовать работой, чтобы находиться с семьей, то это рано или поздно отразится на нас. Так что выстроил для себя определенную цепочку, двигаюсь по ней и понимаю, что от чего зависит. Это дается нелегко, постоянно скучаешь, тянет домой, но это вынужденная мера, из-за которой приходится работать в зале на полную мощность.
ПЛАНИРУЮ СДЕЛАТЬ ЕЩЕ ОДНУ ТАТУИРОВКУ
– Не могу не спросить у вас про тату. Почему именно крест?
– Когда я пришел в салон, мне хотелось такую татуировку, в которую можно было вложить свой смысл и свою душу, а рисунок бы мне постоянно об этом смысле напоминал. Мне показали несколько вариантов — не задумываясь, выбрал крест. Но какой именно смысл я вложил в татуировку – рассказывать не буду.
– Есть желание и мысли нарисовать что-то еще?
– Да, я уверен, что это не последняя моя татуировка. И одну я запланировал уже на ближайшее время.
– В одном из интервью вы сказали, что хотели бы познакомиться с Павлом Волей. А уже состоявшееся знакомство с каким человеком стало для вас самым интригующим и значимым?
– Если брать прошлый год, выделю шоу «Вечерний Ургант», на которое меня пригласили. Много о нем слышал и сам часто его смотрю. Так что мне было очень приятно познакомиться и пообщаться с Иваном. Кроме этого, для меня это было значимо и почетно, так как на это шоу попадают только те медийные личности, которые достигают чего-то большого в своих сферах деятельности.
– В Инстаграме видел у вас большое количество фотографий, где вы играете в гольф, катаетесь на сноуборде. Топ-3 видов спорта, которыми любите заниматься, помимо спортивной гимнастики?
– На первое место поставлю футбол, так как этот вид спорта доставляет мне удовольствие. Затем пляжный волейбол – во время отпуска я специально выбираю отель, где есть сетка. И, наверное, сноубординг – там можно применять свои спортивные навыки из профессиональной карьеры.
– Два из трех названных вами видов спорта – командные, цель на предстоящий чемпионат мира тоже связана с командой. Можете назвать себя командным игроком?
– Считаю себя в равной степени как командным спортсменом, так и индивидуальным. Ведь если подойти ко всему с головой, то можно показывать себя достойно и с той, и с другой стороны.
– Многим профессиональным атлетам запрещают заниматься экстремальными видами спорта. В спортивной гимнастике есть что-то подобное?
– У нас нет контрактов, где прописывались бы эти пункты. Но я стараюсь к этому делу подходить с
хладнокровием. Если иду кататься на сноуборде, не буду вытворять какие-то экстремальные трюки. Я – взрослый человек, который может распределить свои силы и возможности, и понять, что опасно, а что нет.
– И напоследок, признайтесь, есть ли у вас любимый снаряд в спортивной гимнастике?
– Не могу найти для себя ответ на этот вопрос. Просто получаю огромное удовольствие от спортивной гимнастики и стараюсь не обделять ни один снаряд. Могу сказать, что мне немного тяжелее даются упражнения на коне — махи. Вкладываю в этот снаряд все силы и душу, стараясь поставить себе технику, но это мне дается не так легко. В вольных упражнениях и на перекладине в хорошем физическом состоянии я прыгаю связку и получаю определенный драйв. Так что во всем есть свои плюсы и минусы, просто что-то дается легче, а что-то сложнее.