В статье «Л.Н.Андреев: "Мир – это страшный хаос"» мы поговорили о творчестве андреева, продолжив обзор его произведений в двух последующих статьях:
Сегодня мне бы хотелось продолжить говорить о творчестве этого писателя и осветить некоторые его интересные произведения.
Повесть «Красный смех» (1905) – одно из самых ярких антивоенных произведений в мировой литературе, описание русско-японской войны, войны вообще как всеобщего безумия. Ведь это действительно безумие целенаправленно убивать других людей.
Герой-офицер, которому оторвало ноги, сходит с ума, потом его брат, человек невоенный тоже сходит с ума, ему кажется, что вообще все люди убийцы, готовы убивать. В конце ему представляется, что вся земля – сошла с ума, она смеётся красным смехом, она похожа на хохочущую голову, с которой содрали кожу. Потом он видит из окна, как земля выбрасывает из себя похороненных мертвецов, их становится всё больше, они наполняют его квартиру и он выбрасывается из окна.
Далее два произведения – версии, варианты библейского сюжета. Взгляд Андреева на Библию. «Елеазар» (1906) – рассказ о том, как жил воскрешённый Христом Лазарь, переделанный Андреевым в Елеазара. Он пролежал в могиле три дня, а потом Христос его воскресил, он живой, но на его теле следы разложения, а самое главное он как бы впитал в себя смерть, и она проявляется в его страшном взгляде, который лишает всех, кто на него посмотрит, радости жизни. А в библии это описано как радостное, светлое чудо.
«Иуда Искариот» (1907). Иуда – ученик Христа, который его предал. Иуда – олицетворение предательства. У Андреева Иуда отвратителен и внешне и внутренне: он лжец, не любит людей, способен на всё. Но он предал Христа, чтобы проверить его учеников и вообще людей, которые клялись ему в любви, верности, прославляли его. Но как только власти арестовали Христа и объявили преступником, и за связь с ним грозила казнь все люди, даже самые верные ученики, отказались от учителя.
Не Иуда на самом деле предал Христа, а его верные последователи. В этой повести Андреев утверждает, что христианство началось с того, что люди предатели Христа. Люди слабые, трусливые и никогда у них не хватало и не хватает до сих пор сил по-настоящему жить по христовым заповедям. Каждый день люди, которые называют себя христианами и нарушают заповеди Христа, предают его.
«Рассказ о семи повешенных» (1908) – интересное описание самочувствия человека, знающего, что его скоро убьют. Описаны семеро преступников, приговорённых к смертной казни, двое обычных убийц и пятеро революционеров, готовивших покушение на министра во время революции 1905-1907 годов.
И, наконец, рассказ «Он» (1913). Очень странный рассказ, создающий атмосферу загадочности. Студент попадает в качестве репетитора в очень странный дом в отдалённой, пустынной местности. Потом к нему стал являться призрак, когда герой подходил к окну, он замечал что за ним кто-то стоит, причём на каком бы этаже не было окно, подоконник ему по грудь.
Несколько слов о драматургии Андреева.
Он написал несколько пьес, которые шли в разных театрах, самая знаменитая, необычная, новаторская его пьеса – «Жизнь Человека» (1906). В ней обобщённо-символически показана жизнь всех людей. Главный герой – Человек, это его имя и фамилия одновременно. Также действуют Отец Человека, Жена Человека, Сын Человека и т.д. Нет ни одного конкретного имени, нет личностей, все герои – фигуры, знаки, схемы, люди вообще. Но самый главный персонаж Некто в сером, это олицетворение Судьбы, Бездны, абсурда бытия, он постоянно стоит на заднем плане и напоминает о неминуемости судьбы.
Человек идёт от рождения, через радости юношеской любви, богатство, славу, страдания, несчастья (у Человека умирает сын) к неумолимой смерти. Такова судьба всех людей и из неё не вырваться.
В целом же драматургия Андреева менее интересна и значима, чем его проза.
Спасибо за просмотр. Ставьте лайк, если понравилась статья. Подписывайтесь на мой канал!
Читайте также:
- Какое послание хранит русская азбука?
- Почему русалка "на ветвях сидит"?