В 1698 году четыре полка профессиональных военных – стрельцов – взбунтовались. Произошло это по многим причинам.
Тут и тяготы службы, и недостаточное жалование, и оторванность от семей, и лишение привилегий. Но одним из главных обвинений было то, что стрельцы поддержали старшую сестру Петра I – царевну Софью.
Со стрельцами Пётр расправился ужасно. Большую их часть он казнил. По воспоминаниям австрийского дипломата Иоганна Корба, Пётр велел срубить голову 330 человекам одновременно.
Всего же, в тот день было казнено 772 человека, пятерым Пётр срубил голову собственноручно. Казни предшествовало заключение и жесточайшие пытки. Такие страшные, что некоторые историки полагают, что на царевну Софью стрельцы указали под пытками.
Досталось и семьям несчастных: царь велел изгнать вдов и детей из города и не давать им ни жилья, ни работы, обрекая их на голодную смерть.
Царевну Софью заточили в Новодевичий монастырь, где она жила до самой смерти.Этот эпизод русской истории потряс художника Сурикова, написавшего «Утро стрелецкой казни».
Вот как он вспоминает о начале работы, продлившейся три года: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души…
И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».
И Суриков создал настоящий шедевр. Несмотря на название, на картине нет ни одного убитого. И это – последние минуты людей, которых вот-вот убьют – и есть самое страшное.
Осуждённые словно бы оцепенели, а зритель как будто внутри картины. Как будто слышит утреннюю тишину на площади, вой женщин и плач детей…. А над всем этим возвышается непреклонная фигура царя с выпученными глазами.
Страшное правосудие абсолютной власти, где человеческая жизнь никакой ценности не представляет.
Берегите себя!
Всегда рядом,
Ваша коллегия адвокатов «Бриффит»