Архитектура.
Здание музея.
Башня является историческим и архитектурным памятником середины 19-го века, будучи частью целого оборонительного укрепления, которое также включает в себя ворота Росгартена. История комплекса связана с наполеоновскими войнами, градостроительным развитием Кенигсберга, событиями Второй мировой войны.
5 апреля 1843 г. был утвержден план оборонительного укрепления Кенигсберга. Было решено защитить Верхнее озеро двумя круглыми башнями. Башни были поставлены на оружие двойного радиуса действия, что позволяло стрелять сквозь поверхность озера из пистолета перекрестного огня. Башня Врангеля располагалась на западном берегу озера, башня Доны - на восточном.
Пруссия была одной из первых европейских стран, которая использовала идеи Монталемберта (1713-1799) в действии, считая многоуровневую стрельбу важным и мощным фактором обороны.
Башня была построена в 1852-1853 гг. Башня круглая, диаметром 34 метра, высотой 12 метров; он имеет два этажа и один подземный с подвалами.
При строительстве башни использовался специальный фортификационный кирпич. Он проходил многократное упрочнение по принципу упрочнения стали. Штукатурка не использовалась, поскольку кирпич был прочнее и долговечнее в местном климате с его частыми дождями, сыростью и мягкой зимой. Кирпич передал красоту дизайна передней части башни.
Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), вентиляцией, канализацией и канализацией. Там было хранилище хорошо. Толщина стен, долговечность и хорошее качество конструкций сделали башню самой сильной точкой, способной противостоять противнику и длительным осадам, а также вести всестороннюю оборону.
К середине XIX века многие строительные элементы фортификационной архитектуры Кенигсберга стали декоративными, являясь лишь символами средневековой традиции. Это касается парапетной стены Merlon. В башне Дона парапет мерлона повторяется дважды на разных уровнях. Это один из самых значительных декоративных элементов, который отлично подчеркивает контур всей конструкции.
«Кирпичный неоготический» стиль, который был характерен для архитектуры Кенигсберга в середине 19 века; стало очевидным в поперечных сводах казематов башни и конструкции наружной стены.
Главный вход в башню со стороны Верхнего озера находился под прикрытием огненной стены с многочисленными амбразурами. Цоколь этой стены облицован большими булыжниками, которые обтесаны друг с другом и разрушены цементным раствором.
Пространство между наружной стеной двора и стеной экрана от проникновения всегда было заполнено водой. Вода, вероятно, поднималась до уровня рустованного камня и свободно текла из Верхнего озера.
В настоящее время бетонная плотина была установлена под мостом. Это предотвращает протекание воды, так как бетон в рустованном камне находится в плохом состоянии; дренаж и влажность грубые вышли из строя. Искусственный ров вокруг башни был препятствием на пути врага.
Глубина этого рва составляла примерно 2-3 метра.
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ.
До начала ХХ века башня Доны, а также весь бастионный комплекс находились под контролем военного ведомства. До Второй мировой войны охранник, который нес службу в башне, состоял из 15-20 военнослужащих из войск, базирующихся в непосредственной близости.
В связи с созданием новой современной оборонительной линии - фортификационного укрепления; и расширение границ Кенигсберга - муниципалитет начал скупать фортификационные задачи в черте города. Еще до Первой мировой войны валы, рвы, бастионы были частично ликвидированы, а на этих территориях строились гражданские здания. Уцелевшие постройки, которые были обозначены как исторические реликвии и памятники архитектуры, стали музеями. Там проводились реставрационные работы, поддерживались особые температурные и влажностные условия. В помещениях бывших бастионов располагались ремесленные мастерские, частные магазины, кафе.
Башня Доны и прилегающие к ней ворота Росгартена также были связаны с туризмом, являясь памятниками истории и архитектуры. Они были открыты для осмотра достопримечательностей; и составил красивую базу отдыха в сочетании с живописным ландшафтом озера Верхнее и лесами на его стороне. Здесь были многочисленные дорожки для прогулок, смотровые площадки, кафе, магазин сувениров и небольшая фотостудия. Вероятно, в этот же период был построен мост в форме дуги.
С началом Второй мировой войны башня Врангеля и Дона стали военными сооружениями.
Забитые кирпичными амбразурами были вскрыты; системы безопасности были приведены в порядок; пушки казематов были привезены и установлены.
Бывший комендант Кенигсбергской крепости Отто фон Лакш в своей книге «Сдача Кенигсберга» подчеркнул, что это старые укрепления внутреннего кольца города, а также внешние крепости; использовался в качестве основной вспомогательной установки при обороне Кенигсберга.
До осени 1944 года в обеих башнях базировались склады боеприпасов, вооружения и связи. Аэрофотосъемка 1944 года показывает мощную траншею с разорванными рядами, вырытую рядом с башней Доны.
Различные препятствия, стоящие перед окопами: живые изгороди, шевро-де-фриз (шлагбаумы), проволочные переплетения, витки Бруно, должны были служить дополнительными барьерами на пути Советов. В первые послевоенные годы башня Дохны не имела • любых постоянных владельцев, используемых различными организациями для хранения контейнеров и сыпучих материалов. Строительные элементы башни начали разрушаться; коррозия кирпичной кладки возникла в результате постоянной сырости; разрушен влажный ход, вентиляция, дренаж. До 1969 года хранилище «Военторг № 540» располагалось в Доханской башне.
Работы по созданию Музея янтаря, начатые в 1972 году, предотвратили интенсивный процесс разрушения башни.