Найти тему

Объективы для начинающих фотографов и почему их называют стёклышками

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушер, веду свой популярный арт-блог, делаю фотографии исключительно сама при помощи зеркальной фотокамеры, пульта с Aliexpress за 50₽ и штатива. Сегодня я расскажу немного теории об объективах для фотокамер. В общем, попробую устранить пробелы в знаниях в отношении "А что эти циферки обозначают?"

Начнем с теории:

Объектив – это оптическая система, состоящая из определенного количества линз (а в некоторых случаях, и зеркал), которая формирует изображение.

Объектив является основой получения качественного изображения для фотоаппарата. И, да, выбирая между "дорогой" камерой и "дорогим" объективом лучше выбрать дорогой объектив, т.к. итоговая картинка гораздо сильнее зависит от оптики, чем от матрицы тушки (камеры).

Советский объектив, как правило, можно за бесценок урвать на Авито, но он обладает уникальным рисунком
Советский объектив, как правило, можно за бесценок урвать на Авито, но он обладает уникальным рисунком

Я тестировала множество объективов, и в статье я покажу, что разными стёклами на одной и той же камере можно добиться совершенно разных картинок. Да, профи, кстати, на фотосленге часто называют оптику "стеклами", а саму камеру "тушкой", так что не удивляйтесь.

Итак, прибегнем к следующей классификации:
1) Тип байонета;
2) Фокусное расстояние;
3) Максимальное относительное отверстие диафрагмы объектива.

1. Байонет

Это крепежный узел, система крепежа объектива к фотоаппарату, разъём, если угодно. Существует не один десяток байонетных креплений, которые не совместимы друг с другом (например, вы не сможете накрутить объектив Canon на фотоаппарат Nikon и наоборот). Поправка: технически, это возможно. Для этого существуют адаптеры. Более того, крупные производители фототехники (Canon, Nikon, Sony, Pentax и др.) имеют несколько типов байонетов, которые разрабатываются под разные типы камер (полнокадровые, кропнутые, беззеркальные — нужное подчеркнуть). Если в мире зарядок для телефонов мнят себя индивидуальностью только iPhone и китайские самоделки, то в мире фотокамер каждая фирма создаёт свой тип крепления.

Стекинг (склейка) из 25 кадров
Стекинг (склейка) из 25 кадров

Объективы других производителей (Sigma, Tamron, Tokina, Samyang) могут быть не полностью совместимы с определенными камерами – может не работать автофокус, может отсутствовать возможность записи информации о кадре (EXIF), контроль искажений или виньетирования (та же ситуация может происходить с советскими объективами).

У меня есть прекрасный советский объектив HELIOS 44-2. У него потрясающая картинка, "кручёное" боке, но на моей Nikon D5200 у него не работает автофокус даже со специальным чипом-одуванчиком на переходном кольце. Приходится через Live view-режим наводить фокус вручную. Для творческих неторопливых съемок этот объектив стоимостью до 2000₽ вполне заслуживает внимания. Кстати, на этот же объектив чуть позже я приобрела советские макро-кольца (+ 500₽):

Сирень под макрокольцами
Сирень под макрокольцами

Как видите, использование переходников спасает положение, но не без нюансов. Кстати, свой переходник я купила за 55₽ на Aliexpress.

2. Фокусное расстояние

Показывает, насколько сильно мы можем «приблизить» фотографируемый объект, или насколько широко мы можем охватить фотографируемую зону. Фокусное расстояние обозначается числами в миллиметрах (советские могут иметь масштаб в сантиметрах). Есть фиксы и есть зумы. Если совсем просто, то с зумом вы можете снимать медведя из окна своего автомобиля, мирно попивая кофе. С фиксом — дополнительная физическая нагрузка на новогодний жирочек.

A. Фиксы / Дискретные объективы

Одним числом (например, 24mm, 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Самым любимым в моей практике был и остается Nikor 50mm f/1.8g - быстрый и резкий, достаточно светосильный, имеет красивый рисунок:

Стекинг кадров, полученных на Nikor 50mm f/1.8g, цена от 15.000₽ (б\у около 10к)
Стекинг кадров, полученных на Nikor 50mm f/1.8g, цена от 15.000₽ (б\у около 10к)

B. Зум-объектив / Вариообъектив

Двумя числами через дефис (например, 17-40mm, 28-80mm, 70-200mm, 100-400mm) обозначаются объективы с переменным фокусным расстоянием от минимального до максимально возможного. Кроме китового объектива от Nikon 18-55 у меня имеется Tamron AF 70-300mm f/4-5.6 - в пейзажной и портретной съемке он позволяет поймать интересные по композиции кадры:

Tamron AF 70-300mm f/4-5.6 Di LD MACRO 1:2, цена от 8.000₽ (б\у от 5к и менее)
Tamron AF 70-300mm f/4-5.6 Di LD MACRO 1:2, цена от 8.000₽ (б\у от 5к и менее)

Немного ненавистной математики. Обозначения фокусного расстояния указаны в эквиваленте для полного кадра. И если камера оснащена «кропнутым» сенсором, то, чтобы узнать реальное фокусное расстояние, нужно указанные на объективе значения умножить на соответствующий коэффициент – так называемый кроп-фактор.

Кроме фокусного расстояния, всегда указываются максимально возможные для этого фокусного расстояния значения диафрагмы. Нередко еще говорят диафрагма или светосила. Но понятие светосила, в данном случае, не совсем верно, т.к. данное обозначение применимо к определению физического размера отверстия, создаваемого диафрагмой, а светосила – физический термин, на значение которого влияют многие факторы и диафрагма только один из них.

Про обозначения:

1) 1:1.4 – встречается как на фиксах, так и на зум-объективах.
2) 1:3.5-5.6 – встречается на зум-объективах.

Объектив Tamron SP AF f 17-50mm, цена от 18.000₽ (б\у в пределах 10к). Достаточно резкий, но очень медленный в плане автофокусировки
Объектив Tamron SP AF f 17-50mm, цена от 18.000₽ (б\у в пределах 10к). Достаточно резкий, но очень медленный в плане автофокусировки

Спасибо за прочтение! Блог автора в Телеграм