Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Цветовое тело Манселла

Есть ли на этом свете что-то идеальное?

Наука и религия говорят нет, а искусство пытается сказать да. Живопись говорит да: в изобразительном искусстве нет ничего невозможного. Тут реально помещать предметы в выдуманные обстоятельства, приукрашивать внешность, создавать миры. Были бы в руках инструменты – рисунок и цвет.

Много лет люди искали исчерпывающую цветовую схему. Такую, из которой можно было бы "вытащить" любой оттенок. Часто этим вопросом озадачивались даже не художники, а учёные мужи. Вот далеко не полный список: Исаак Ньютон, Томас Юнг – да, тот самый Юнг, Ломоносов Михаил Васильевич, Иоганн Вольфганг фон Гёте – тоже тот, о котором вы подумали, – что "Фауста" написал.

Уже в конце восемнадцатого века цветовая модель приобретает трёхмерный вид, из круга становится сферой. В этой сфере по экватору расположена радуга, замкнутая в кольцо, к северному полюсу цвета приходят к белому, а к южному превращаются в чёрный. Внутри такого глобуса, по оси, располагаются градации серого.

В начале двадцатого века американский художник Элберт Хенри Манселл ещё уточняет эту модель, справедливо замечая, что цветовое тело не может быть вписано ни в одну из правильных стереометрических фигур. А причина в том, что разные спектральные оттенки, от которых мы отталкиваемся, имеют разную светлоту. Соответственно, плечо жёлтого цвета, проходящее от поверхности тела до его стержня, будет значительно короче, чем плечо красного.

Цветовое тело Манселла
Цветовое тело Манселла

Таким образом построенное цветовое тело было названо «Цветовым деревом Манселла». Стволом здесь выступает стержень, белый вверху, через ряд серых оттенков переходящий в чёрный. Крона состоит из разных по длине ярусов цветовых оттенков, подобранных с учётом светлоты и яркости.

Недостаток, на мой взгляд, тут один. В этом дереве нет переходов противоположных цветов друг в друга. Но если бы это было осуществлено, то стержень стал бы пёстрым, потому что дополнительные цвета при смешивании дают то более серый цвет, то более коричневый.

И тем не менее, атлас Манселла с набором эталонных цветов до сих пор востребован.

Вот так, с помощью более простых или более сложных систем, художники и приходят к пониманию, что с чем мешать, чтобы потом красить свои миры. И у вас тоже всё получится.

Ваша К. С.

Матисс и теория цвета

О цветовом круге подробно

5 удивительных акварелистов прошлого